Содержание
АКТУАЛЬНО
E-mail: finance-journal@mail.ru
В Москве прошел V Московский финансовый форум, организаторами которого традиционно выступили Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Москвы. В обзоре, опубликованном в журнале, отражены ключевые темы,
рассматривавшиеся на форуме, а также его итоги.
Ключевые слова: устойчивое развитие, российская экономика, бюджетная политика, долговая нагрузка на регионы, система казначейский платежей, единый казначейский счет налоговые льготы.
E-mail: finance-journal@mail.ru
На Московской бирже состоялось первое в России размещение субфедеральных зеленых облигаций. Эмитентом выступил г. Москва. Об этом событии, его значении для государственных финансов и фондового рынка рассказал в интервью журналу «Финансы» первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы, начальник Московского городского казначейства Е.Н. Меньшов.
Ключевые слова: фондовый рынок, городские облигации, инвестиции, Концепция зеленых облигаций города Москвы.
E-mail: finance-journal@mail.ru
Промсвязьбанк законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. Сегодня при финансовой поддержке банка реализуется более 25 проектов диверсификации, сумма финансирования по которым составляет порядка 120 млрд руб. В настоящее время завершается создание экосистемы диверсификации.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, опорный банк, диверсификация, экосистема.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
В.В. Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: irof@irof.ru
А.А. Михайлова, начальник отдела Института реформирования общественных финансов, ведущий научный сотрудник Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: irof@irof.ru
В статье анализируются вопросы обеспечения бюджетной устойчивости, прежде всего региональных бюджетов, в долгосрочной перспективе и как противостояние кризисным явлениям. Вводится определение бюджетной неустойчивости, указываются факторы ее недопущения, а также различия в понятиях долговой и бюджетной устойчивости. Представлены мнения экспертов по этому вопросу, высказанные на XVIII Августовских чтениях по общественным финансам в России.
Ключевые слова: бюджетная устойчивость, межбюджетные отношения, государственный долг, бюджетные кредиты, долговая устойчивость, регион.
О.И. Тимофеева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: timofeeva@nifi.ru
В статье рассматривается опыт субъектов Российской Федерации по проведению публичных слушаний по проекту бюджета. С какой целью, кем, в какое время и в какой форме реализуется мероприятие – на эти вопросы даны ответы на основе анализа фактов. Приведены примеры организации публичных слушаний в регионах России, а также в Британской Колумбии. Предпринята попытка обосновать необходимость изменений традиционных подходов к организации публичных слушаний по проекту бюджета субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджет, управление общественными финансами, региональные финансы, публичные слушания по проекту бюджета, открытость бюджетных данных.
КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
E-mail: finance-journal@mail.ru
В обзоре, посвященном одной из ключевых сессий на Московском финансовом форуме – 2021, отражены вопросы перехода Казначейств России на систему казначейских платежей и единый казначейский счет. В ходе дискуссий участники сессии обсудили первые итоги внедрения данной системы, а также перспективы ее развития.
Ключевые слова: система казначейских платежей, единый казначейский счет, управление остатками средств на счетах бюджетов, инвестиционная декларация.
НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
И.А. Майбуров, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор
E-mail: mayburov.home@gmail.com
Е.В. Леонтьев, старший преподаватель кафедры финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: Pasparto@yandex.ru
Цель статьи – оценить возможность применения Tax Increment Financing (TIF)-проектов в различных городах России за счет выделения прироста налога на имущество физических лиц, полученного в результате осуществления этих проектов, и идентификации такого прироста в качестве защищенного источника возврата инвестиций по данным проектам. Для этого был проанализирован один из крупнейших TIF-проектов, реализованных в сфере общественного транспорта. Его результаты экстраполированы на показатели ряда транспортных проектов российских городов. Проведенные расчеты показали, что большинство рассмотренных российских городов подходят под критерии TIF-проектов. Стоимостное выражение потенциала TIF-финансирования может стать базисом для экспресс-оценки реализации TIF-проекта в том или ином городе без проведения трудоемких расчетов.
Ключевые слова: TIF-проект, TIF-финансирование, общественный транспорт, налоговая база, налог на имущество, прирост налога.
И.В. Кивико, заместитель Председателя Правительства Республики Крым, министр финансов Республики Крым
E-mail: finance-journal@mail.ru
Н.И. Малис, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: NIMalis@fa.ru
Авторы приходят к выводу, что сутью налоговой политики дотационных регионов должны являться, во-первых, максимальная реализация налогового потенциала при учете особенностей развития дотационных регионов, во-вторых, совершенствование налогового законодательства и инструментов налогового администрирования в пределах полномочий субфедеральных уровней власти. Приоритетной задачей налоговой политики дотационного региона было и остается развитие производственной и социальной инфраструктуры, активное и позитивное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, повышение уровеня его финансового обеспечения.
Ключевые слова: дотационные регионы, налоговый потенциал, централизованные и децентрализованные ресурсы, полномочия органов власти, распределение налоговой нагрузки, налогоспособность территорий.
СТРАХОВАНИЕ
К.С. Еремина, НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург
Ю.А. Тарасова, доцент департамента финансов НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург, кандидат экономических наук
E-mail: yutarasova@hse.ru
Анализ выживаемости страховых компаний, проведенный авторами, количественно подтверждает влияние факторов на макро и микроуровне посредством применения таблицы выживаемости и модели пропорциональных рисков Кокса. В модель вошли проблемы с проведением аудита страховых организаций, высокая стоимость перестрахования и недостатки в вопросах корпоративного управления, которые повышают риск банкротства страховщиков. Кроме того, модель позволила выявить группу конкретных компаний, склонных к банкротству или финансовой несостоятельности. В ходе анализа были выдвинуты и подтверждены 3 гипотезы. Во-первых, подтверждается влияние факторов макроэкономической среды на количество случаев банкротства страховщиков. Во-вторых, среди факторов, влияющих на риск банкротства, проблемы с проведением аудита организаций, высокая стоимость перестрахования и недостатки в вопросах корпоративного управления. В третьих, выявлена обратно пропорциональная зависимость банкротства от размера компании.
Ключевые слова: вероятность банкротства страховой организации, выживаемость, ошибки в корпоративном управлении, страховые показатели, модель и уровень риска, требования регулятора к платежеспособности, макроэкономика, размер активов и резервов.
МНЕНИЯ
С.Р. Древинг, профессор кафедра менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС, доктор экономических наук
E-mail: drevingsr@mail.ru
О.В. Борисова, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: jalo-jalo@mail.ru
Для современных некоммерческих организаций целевой капитал рассматривается через призму решения проблемы обеспечения организации финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера в быстроизменяющихся условиях внешней среды. На основе анализа действующей системы нормативного регулирования предложен ряд мер, направленных на расширение преференций жертвователям, изменение форм внесения средств в виде вкладов в целевые фонды, а также объектов инвестирования средств фондов, создание практических механизмов наполнения эндаументов. Представлена точка зрения авторов в отношении подходов к построению взаимовыгодных связей между заинтересованными стейкхолдерами (некоммерческой организацией, жертвователей, управляющей компании) в деятельности фонда, основанная на повышении прозрачности в достижении целей, разработке рациональных стратегий инвестирования, минимизации рисков принятия стратегически ошибочных инвестиционных решений.
Ключевые слова: фонд целевого капитала, некоммерческая организация, управление целевым капиталом, средства целевого капитала, управляющая компания, инвестиционная политика.
ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Е.Ф. Киреева, первый проректор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: kireeva-e@yandex.ru
Рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и меры финансовой поддержки в условиях пандемии. Исследованы тенденции развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Беларуси и механизмы налогового регулирования. Даны предложения по цифровизации налоговых и бизнес-процессов как формы обеспечения дальнейшего развития МСП. Определены приоритетные направления деятельности МСП на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, налоговая поддержка, фискальные меры, пандемия, цифровизация налоговых и бизнес-процессов.
Content
TOPICAL
E.V. Lebedinskaya, director of the Revenue Department of the Ministry of Finance of Russia
E-mail: finance-journal@mail.ru
The V Moscow Financial Forum was held in Moscow, traditionally organized by the Ministry of finance of the Russian Federation and the Moscow government. The review, published in the journal, reflects the key topics discussed at the forum, as well as sums up its results.
Keywords: sustainable development, Russian economy, budget policy, debt burden on regions, system of treasury payments, single treasury account, tax incentives.
E-mail: finance-journal@mail.ru
The first placement of sub-federal green bonds in Russia took place on the Moscow exchange. The issuer was Moscow city. The first deputy head of the Moscow city finance department, head of the Moscow city treasury, E.N. Menshov gave the interview related to this occasion.
Keywords: stock market, city bonds, investments, Moscow city green bond concept.
E-mail: finance-journal@mail.ru
Promsvyazbank is appointed by the law as a pivotal bank for the implementation of the state defense order and support for large state contracts in this sphere. Today, with the financial support of the bank, more than 25 diversification projects are being implemented, the amount of financing them is about 120 billion rubles. Currently, the creation of the diversification ecosystem is nearing completion.
Keywords: state defense order, base bank, diversification, ecosystem.
REGIONAL FINANCE
V.V. Klimanov, full director of the Institute for reforming public finance, director of the Center for regional policy of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, doctor of economics
E-mail: irof@irof.ru
A.A. Mikhailova, head of department of the Institute for public finance reform, leading researcher at the Center for regional policy of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, candidate of economics
E-mail: irof@irof.ru
The article analyzes the issues of ensuring in the long term budgetary sustainability, primarily of regional budgets, as a countermeasure to crisis. The definition of fiscal instability introduced, the means to prevent it indicated, as well as differences in the concepts of debt and fiscal sustainability clarified. Opinions of experts on this issue, expressed at the XVIII August readings on public finance in Russia reviewed.
Keywords: budgetary sustainability, interbudgetary relations, public debt, budget loans, debt sustainability, region.
O.I. Timofeeva, senior researcher at the Research financial institute of the ministry of finance of Russia, associate professor at the Department of public finance of the Financial university under the government of the Russian Federation, candidate of economics
E-mail: timofeeva@nifi.ru
The article examines the experience of the constituent entities of the Russian Federation in holding public hearings on the draft budget. For what purpose, by whom, at what time and in what form the event is being implemented - these questions are answered on the basis of an analysis of the facts. Examples of organizing public hearings in the regions of Russia, as well as in British Columbia (Canada), presented. The author endeavors to substantiate the need to change traditional approaches to organizing draft budget public hearings in the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: budget, public finance management, regional finance, public hearings on the draft, budget openness, transparency of budget data.
TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT
E-mail: finance-journal@mail.ru
The review of one of the key sessions at the Moscow financial forum - 2021 reflects the issues of the transition of Russian treasuries to the system of treasury payments and functioning of the single treasury account. During the discussions the session participants analyzed the first results of the implementation of this system, as well as outlined the prospects for its development.
Keywords: system of treasury payments, single treasury account, management of balances in budget accounts, investment declaration.
I.A. Mayburov, full professor and head of the Department of financial and tax management of the Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, doctor of economics
E-mail: mayburov.home@gmail.com
E.V. Leontev, senior lecturer at the Department of financial and tax management of the Ural federal university
E-mail: Pasparto@yandex.ru
The purpose of the article is to assess the possibility of using TIF projects in various cities of Russia by identifying the increase in property tax for individuals received as a result of these projects and identifying such an increase as a protected source of return on investment for these projects. For this, one of the largest TIF projects implemented in the field of public transport was analyzed. Its results were extrapolated to the indicators of a number of transport projects in several Russian cities. The calculations showed that most of the considered Russian cities meet the criteria for TIF projects. The value expression of the potential of TIF financing can become the basis for an accelerated assessment of the implementation of a TIF project in a particular city avoiding labor-intensive calculations.
Keywords: TIF-project, TIF-financing, public transport, tax base, property tax, tax increase.
I.V. Kiviko, deputy prime minister of the Republic of Crimea, minister of finance of the Republic of Crimea
E-mail: finance-journal@mail.ru
N.I. Malis, professor of the Financial university under the Government of the Russian Federation
E-mail: NIMalis@fa.ru
The authors come to the conclusion that the essence of the tax policy of subsidized regions should be, firstly, the maximum realization of the tax potential, taking into account the peculiarities of the development of subsidized regions, and secondly, the improvement of tax legislation and tax administration tools within the powers of the sub-federal levels of government. The priority task of the tax policy of the subsidized region has been and remains the development of production and social infrastructure, active and positive impact on the socio-economic development of the territories, increasing the level of its financial support.
Keywords: subsidized regions, tax potential, centralized and decentralized resources, powers of authorities, distribution of the tax burden, tax capacity of territories.
INSURANCE
K.S. Eremina, Higher school of economics - St. Petersburg
Yu. A. Tarasova, associate professor of the Department of finance, Higher school of economics - St. Petersburg, candidate of economics
E-mail: yutarasova@hse.ru
The analysis of the survival of Russian insurance companies, carried out by the authors, quantitatively confirms the influence of factors at the macro and micro levels through the use of the Survival table and the Cox proportional hazards model. The model includes problems with auditing of insurance companies, high cost of reinsurance, and weaknesses in corporate governance that increase the risk of insurers' bankruptcy. In addition, the model made it possible to identify a group of specific companies prone to bankruptcy or financial insolvency. In the course of analysis, three main hypotheses were put forward and confirmed. An inversely proportional relationship between bankruptcy and company size was revealed.
Keywords: probability of bankruptcy of an insurance organization, survival rate, failures in corporate governance, insurance indicators, risk model, level of risk, requirements of the regulator regarding solvency, financial safety margin, macroeconomics, size of assets and reserves.
S.R. Dreving, professor at the Department of management of the Moscow regional branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration (Krasnogorsk), doctor of economics
E-mail: drevingsr@mail.ru
O.V. Borisova, associate professor at Department of public finance, Financial university (Moscow) candidate of economics
E-mail: jalo-jalo@mail.ru
For modern non-profit organizations, endowment capital is considered through the prism of solving the problem of providing the organization with financial resources, both short-term and long-term in a rapidly changing environment. Based on the analysis of the current regulatory system, a number of measures were proposed aimed at expanding preferences for donors, changing the forms of contributions including those to targeted funds, as well as investment objects of funds, creating practical mechanisms for filling endowments. The authors' point of view regarding approaches to building mutually beneficial relationships between interested stakeholders (non-profit organization, donors, management company) in the fund's activities is presented, based on increasing the transparency of achieving goals, developing rational investment strategies, minimizing the risks of making strategically erroneous investment decisions.
Keywords: endowment fund, non-profit organization, endowment management, endowment capital, management company, investment policy.
E.F. Kireeva, first vice-rector of the Belarusian state economic university, doctor of economics, full professor
E-mail: kireeva-e@yandex.ru
In this article, the role of small and medium-sized businesses in the world economy and measures of financial support under the conditions of the pandemic have been analyzed. The trends in the development of SMEs in Belarus and the mechanisms of tax regulation have been studied. The author has provided proposals for the digitalization of tax and business processes in order to ensure the further development of SMEs. Priority directions of activity of SMEs for the near future have been determined as well.
Keywords: small and medium-sized businesses; tax support; fiscal measures; pandemic; digitalization of tax and business processes.