archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№5-2024
Содержание


АКТУАЛЬНО

На съезде РСПП обсудили взаимодействие бизнеса и власти
E-mail: finance-journal@mail.ru
В обзоре приведена информация о прошедшем 25.04.2024 в Москве XXXIII съезде играющего важную роль в развитии экономики России общественного объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее – РСПП). С ключевым докладом выступил Президент РФ В.В. Путин, высоко оценивший роль РСПП и подчеркнувший важность сотрудничества государства и бизнеса для развития страны. Президент РФ обозначил конкретные шаги, направленные на обеспечение стабильных и предсказуемых условий для надежной, уверенной работы бизнеса. В работе съезда приняли заместители Председателя Правительства РФ, главы ключевых министерств. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов затронул ряд важных вопросов, в том числе о справедливом налогообложении, создании стимулов для инвестиционной активности и др.
Ключевые слова:социальная ответственность бизнеса, справедливое налогообложение, социальное партнерство, национальные цели развития, 6-летний горизонт планирования, донастройка налоговой системы, налоговая амнистия за дробление бизнеса, технологический суверенитет.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Совершенствование подоходного налогообложения населения
В.Г. Пансков, профессор-исследователь кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник налоговой службы I ранга, доктор экономических наук, профессор
E-mail: 5868116@mail.ru
Отмечая необходимость изыскания дополнительных, при этом весьма значительных финансовых ресурсов для повышения темпов роста российской экономики, автор подчеркивает важную роль налоговой системы в решении этой задачи, необходимость внесения в систему налогообложения страны серьезных качественных изменений. На основе анализа сложившейся демографической ситуации автор отмечает, что должна быть разработана государственная программа по стимулированию деторождения, созданию наиболее благоприятных условий для семей с детьми, а также по поощрению многодетности. При этом одно из ведущих мест в разделах данной программы следует отвести совершенствованию налогового механизма, который в настоящее время используется недостаточно и неэффективно.
Учитывая важность налоговых механизмов для решения социальных проблем общества, на которые обращено внимание в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, автором на основе анализа сложившейся ситуации, опыта зарубежных стран предложено в качестве инструмента прямого регулирования налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков введение специальных корректирующих коэффициентов, применяемых в отношении установленной законом налоговой ставки по НДФЛ.
Ключевые слова: демографическая ситуация, налоговая система, фискальная функция, регулирующая функция, налоговая нагрузка, налоговое стимулирование экономики, прогрессивная шкала, стандартный налоговый вычет, повышение качества жизни семей с детьми, поддержка рождаемости, понижающий коэффициент, повышающий коэффициент.

О цифровизации налогообложения в России
Е.А. Смородина, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
E-mail: smorodina_e@mail.ru
М.И. Львова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
E-mail: lvova_usue@mail.ru
М.Н. Клименко, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат экономических наук
E-mail: 111111KLIM@rambler.ru
Базовый цифровой инструментарий уже давно освоен и имплементирован в реальную практику отечественными налоговыми ведомствами. Сегодня речь идет о переходе на совершенно новый уровень цифровизации – уровень интеллектуализации и роботизации. Концептуальным и технологическим ядром процессов перевода налоговой системы страны на интеллектуальные платформы выступает технология Big Data. В статье представлены пути цифровизации национальной налоговой системы. Приведен зарубежный и отечественный опыт внедрения аналитики Big Data в работу налоговых ведомств. Выявлены пути имплементации Big Data в налоговое администрирование и обозначены сопутствующие риски.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налогоплательщик, big data, цифровизация, цифровая экономика.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2023 году
Д.Ю. Землянский, директор Центра пространственного анализа и региональной? диагностики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук
E-mail: zemlyanskiy-dy@ranepa.ru
В.В. Климанов, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
E-mail: vvk@irof.ru
В статье представлен анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2023 г. На основе проведенного исследования сделан вывод, что ситуация с региональными бюджетами оказалась достаточно устойчивой по итогам 2023 г. При этом повышенного внимания требует состояние региональных бюджетов регионов Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Ключевые слова: региональные бюджеты, исполнение бюджетов, доходы и расходы бюджетов, государственные долг.

Бюджет для граждан: как привлечь внимание потенциальных пользователей
А.В. Фрыгин, начальник Финансового управления городского округа Щёлково Московской области, доцент кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: AVFryigin@fa.ru
М.Н. Прокофьев, доцент кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: MiNProkofev@fa.ru
В статье отражены актуальные проблемы открытости и прозрачности бюджетной системы. Рассматриваются подходы к развитию принципов открытости и прозрачности бюджетной системы как одного из направлений, отвечающего запросам общества. В качестве объекта исследования авторами выбран конкурс «Бюджет для граждан» который проводился в городском округе Щелково Московской области. В настоящее время ресурс «Бюджет для граждан» является наиболее распространенным и доступным для населения. Рассматриваются проблемы, связанные с предоставлением населению информации в понятной и удобной для восприятия форме. И здесь мы сталкиваемся с тем, что практика общественного участия в системе управления государственными и муниципальными финансами явно недостаточна. Были рассмотрены условия и примеры развития форм участия в системе управления государственными и муниципальными финансами в городском округе Щелково Московской области, предложены меры и механизмы, наиболее целесообразные с точки зрения бюджетного законодательства Российской Федерации.
В статье описывается реализация механизма обратной связи, привлечение населения к участию в бюджетных процедурах, повышение открытости и прозрачности государственных и муниципальных финансов.
Ключевые слова: принципы бюджетной системы Российской Федерации, открытость и прозрачность, местное самоуправление, бюджет для граждан, органы местного самоуправления, финансовые органы, государственные и муниципальные финансы, формы участия населения.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Управление ликвидностью единого счета бюджета Камчатского края
Г.Ю. Корчагина, заместитель руководителя УФК по Камчатскому краю
E-mail: finance-journal@mail.ru
Казначейская система прошла длинный путь становления, усовершенствования, модернизации, образования системы управления государственными финансами с учетом потребностей настоящего времени, что позволяет применять разнообразные финансовые инструменты, которые сводятся к обеспечению исполнения и казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы, а также играет большую роль в развитии финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации, выполняя транзакционную, учетную, информационную функции.
Основной составляющей ее функций является обеспечение ликвидности и платежеспособности единого счета бюджета. В статье управление ликвидностью единого счета бюджета рассматривается на примере Камчатского края.
Ключевые слова: Камчатский край, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю, единый счет бюджета, ликвидность, временно свободные остатки средств.

МНЕНИЯ

Формирование расчетной единицы БРИКС
Д.Н. Ершов, старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, кандидат физико-математических наук
E-mail: ershov@nifi.ru
Предмет исследования – процессы формирования общего валютно-финансового пространства в рамках БРИКС в условиях трансформации системы международных отношений и создания нового полюса влияния на основе общей заинтересованности в этом стран – участниц объединения. В последние годы становится очевидной неспособность сложившейся валютно-финансовой системы соответствовать запросам по созданию многополярной системы безопасности и более справедливого миропорядка. Одним из важнейших элементов такой системы является снижение зависимости от доллара США, увеличение доли использования национальных валют в международных расчетах и создание единой расчетной единицы БРИКС на основе корзины валют. Цель работы – рассмотреть текущее состояние и перспективы формирования общего пространства и проанализировать основные трудности на этом пути. Рассмотрены некоторые важные аспекты создания сопутствующей инфраструктуры, которые обсуждаются в 2024 г. в рамках БРИКС под председательством Российской Федерации. Сделан вывод о том, что на среднесрочную перспективу актуальными становятся следующие задачи: 1. Повышение доли национальных валют в торговле между странами БРИКС. 2. Формирование единой расчетной единицы на базе валют стран-участниц. Их решение поможет в будущем приступить к созданию общей валюты БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, общая расчетная единица, дедолларизация, мировая валютно-финансовая система, Новый банк развития.

Цифровые финансовые активы на современном финансовом рынке РФ
О.В. Хмыз, доцент кафедры международных финансов МГИМО МИД России, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: khmyz@mail.ru
В настоящее время одним из наиболее инновационных сегментов отечественного финансового рынка является рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) в токенизированной форме. В силу короткого времени самого его существования и неустоявшихся прецедентов представляется вполне своевременным проанализировать текущее состояние этого сегмента российского финансового рынка, систематизировать его преимущества и недостатки и оценить перспективы. Это и поставлено целью данной статьи. В работе выявлены проявившиеся за 2 года существования российского рынка ЦФА преимущества и недостатки. Перспективы инструментария ЦФА оцениваются обещающие, в том числе с учетом возможностей использования во внешних расчетах РФ в условиях санкций.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, ЦФА, финансовый рынок, токены, операторы информационных систем, операторы обмена ЦФА.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

Интеграция ЕАЭС в части налога на добавленную стоимость
Д.М. Волков, руководитель отдела налогового планирования ООО «Купишуз» (Lamoda), аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Е-mail: 230363@edu.fa.ru
В условиях, когда НДС становится одним из ключевых источников пополнения государственного бюджета в странах ЕАЭС, проблема интеграции подходов к налоговому регулированию данного налога становится всё более актуальной. Одним из инструментов оценки степени интеграции является метод количественной оценки. Целями статьи являются разработка методологии расчета нового индекса, который показывает степень интеграции национальных систем НДС в странах ЕАЭС, а также анализ динамики указанного индекса, в том числе входящих в него показателей, за 2013–2022 гг. Предмет исследования – экономические показатели стран ЕАЭС, на которые оказывает влияние политика стран в области НДС. По результатам проведенного анализа сделан вывод, что несмотря на усиление степени интеграции в части НДС в странах ЕАЭС, указанное сближение подходов произошло, скорее, не за счет многолетней и последовательной гармонизации налоговой политики стран Союза, а по причине внешних обстоятельств, одним из которых стало начало специальной военной операции в 2022 г., что привело к переориентации внешней торговли России на страны ЕАЭС.
Ключевые слова: НДС, интеграция, ЕАЭС, конвергенция, индекс Франка, доля сальдо консолидированного бюджета, налогообложение потребления, коэффициент вариации, ЕЭК.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»