archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№2-2013
Содержание


G20

«G20» под председательством России
Отчет о встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран «группы 20).

Коммюнике. Встреча министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20» в Москве 15–16 февраля 2013 г.

Финансы и бюджет: проблемы и решения

2013 год требует повысить бюджетную ответственность в приоритезации расходов
В интервью заместитель министра финансов РФ Л.В. Горнин отвечает на вопросы, среди которых – как будет складываться ситуация для региональных бюджетов в 2013 г.? как отразится на них реализация майских указов Президента РФ? предполагается ли увеличить объемы предоставления бюджетных кредитов и не планируется ли реструктуризация ранее выданных? что решило предпринять Правительство РФ, чтобы повысить доходный потенциал органов местного самоуправления?
Ключевые слова: государственный долг субъектов РФ, оптимизация бюджетных расходов, выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции.

К вопросу о внедрении «программного бюджета»
Г.М. Кулаченко, министр финансов Свердловской области, кандидат экономических наук
Тел.: +7 (343) 3710960
Президентом РФ в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2013–2015 гг. поставлена задача перехода к «программному бюджету». К выполнению этой задачи приступили и в Свердловской области. В настоящее время в области, в рамках исполнения бюджета на текущий год и плановый период реализуется 23 областных целевых программы (ОЦП), финансовое обеспечение которых ежегодно составляет более 35,0 млрд. руб. Доля расходов бюджета, формируемых программно-целевым методом, в последние годы составляла около 20% от общего объема бюджета. При проведении Министерством финансов РФ мониторинга оценки качества управления бюджетным процессом отслеживается и этот показатель, и его значение по Свердловской области – одно из самых низких. Для устранения недостатков в области был разработан и стал реализовываться новый подход к переходу на программный бюджет.
Ключевые слова: программный бюджет, региональные госпрограммы.

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений в новых условиях
Т.В. Терскова, заместитель министра финансов Оренбургской области – начальник управления казначейского исполнения бюджета
Тел.: +7 (3532) 786223
В статье анализируется опыт реализации в Оренбургской области норм Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных бюджетных и государственных автономных учреждений» в части финансового обеспечения деятельности государственных бюджетных и государственных автономных учреждений.
Ключевые слова: финансирование деятельности казённых, бюджетных, автономных учреждений.

Оценка эффективности реализации целевых программ субъектов Федерации
М.И. Яндиев, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
E-mail: mag2097@mail.ru
Целевые программы играют важную роль в управлении процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако достаточно слабым звеном института целевых программ остается процесс оценки эффективности их исполнения. В статье обосновывается невозможность единой оценки для всех целевых программ в силу их принципиальных различий, проявляющихся на практике, и предлагаются рекомендации по проведению оценки, позволяющей на выходе получить выводы, востребованные для целей управления бюджетом и целевыми программами.
Ключевые слова: целевая программа, субъект Федерации, методика, оценка эффективности, индикаторы.

Развитие бюджетного устройства Российской Федерации
Н.М. Сабитова, зав. кафедрой финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: sabitovanm@mail.ru
Начало процесса формирования бюджетной системы современной России относится к октябрю 1991 г., когда был принят закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г. № 1734-1. В соответствие с этим законом был определен состав звеньев бюджетной системы России. В нее как самостоятельные части были включены: республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. В статье рассматриваются дальнейшие этапы этого процесса.
Ключевые слова: бюджетная система РФ, бюджетное законодательство, бюджетное устройство РФ, Бюджетный кодекс РФ.

В Росфиннадзоре новый руководитель
Информация о назначении на должность А.В. Смирнова.

Казначейство: становление и развитие

Чек или банковская карта?
В.В. Елизарьева, начальник отдела Управления Федерального казначейства по Кемеровской области
E-mail: kovalevayua@ufk39.ru
В статье автор делится успешным опытом проведения операций с денежной наличностью с помощью банковских карт. В числе перешедших на банковские карты – учреждения сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта ведение бухгалтерского учета по операциям которых осуществляется централизованными бухгалтериями. Автор подчёркивает, что в любом начинании рассчитывать на успешный результат можно лишь в случае, когда все стороны процесса заинтересованы в таком результате и прилагают усилия для его достижения.
Ключевые слова: банковские карты, денежные операции с наличностью, централизованные бухгалтерии.

Налоги: теория и практика

НДС и укрепление местных бюджетов
В.Г. Пансков, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук
E-mail: 5868116@mail.ru
В статье анализируются причины, которые заставляют некоторых экспертов ставить вопрос о замене НДС налогом с продаж. Автор статьи предлагает другой путь. Для улучшения администрирования НДС, не меняя систему исчисления НДС, ввести механизм так называемых НДС-счетов. Высказываются рекомендации по укреплению доходной базы территориальных бюджетов, не прибегая к введению нового налога с продаж.
Ключевые слова: НДС, налог с продаж, НДС-счета, региональные бюджеты, местные бюджеты.

Налоги и жизнь в корпоративном секторе России
О результатах исследования, посвященного состоянию и перспективам изменения российского налогового законодательства, администрирования, урегулирования судебных споров, которое подготовила международная аудиторская и консалтинговая компания Ernst & Young.

Страхование

О готовности страховщиков своевременно платить страховое возмещение
А.Ю. Лайков, член Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на рынках финансовых услуг, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: alexey.laikov@rifams.ru
Поскольку, в России доминировал и доминирует, как считает автор, «административный рынок», то и механизмы его регулирования должны соответствовать особенностям именно такого рынка. Нужна ориентация не на риск-менеджмент, а на готовность страховщика платить страховое возмещение, методику определения которой и предлагает автор.
Ключевые слова: рейтинги, финансовая устойчивость, страховые выплаты, риск-менеджмент, оценка надежности страховщика, готовность платить, страховой посредник.

Модели выравнивания рисков как инструменты госрегулирования медицинского страхования
Н.Ф. Челухина, доцент кафедры «Страхование» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, докторант
E-mail: nfch2008@gmail.com
Статья посвящена актуальной проблеме реформирования финансовой модели отечественного здравоохранения. Автор анализирует различные механизмы государственного регулирования деятельности медицинских страховщиков, направленные на обеспечение социальной солидарности и социального равенства граждан при получении медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования. Акцент сделан на повышении доступности страховых медицинских полисов для граждан, не зависимо от их социально демографических характеристик.
Ключевые слова: медицинское страхование, социальное страхование, выравнивание рисков, реформирование здравоохранения, государственное регулирование.

Из истории финансов

Министры финансов Временного правительства и финансовая политика государства
М.В. Лушникова, доктор юридических наук, профессор
А.М. Лушников, доктор юридических наук, профессор
(Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова)
E-mail: mvlushnikova@mail.ru
Во Временном правительстве, просуществовавшем менее года, сменилось четыре министра финансов. Статья посвящена деятельности М.И. Терещенко, А.И. Шингарева, Н.В. Некрасова, М.В. Бернацкого и их вкладу в развитие финансовой науки.
Ключевые слова: Временное правительство, бюджетное законодательство, налоговая политика.

Социология и статистика

Размер «достойного» уровня дохода и перспективы его достижения
А.Н. Зубец, руководитель Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», профессор Финансового университета при Правительстве РФ
E-mail: alexei_zoubets@rgs.ru
В части экономических настроений населения большое значение имеет наблюдение за двумя показателями. Первый – это размер дохода на работающего члена семьи, позволяющий вести «достойную» жизнь, не ограничивая себя в удовлетворении основных, наиболее значимых потребностей. Второй – это отношение потребителей к возможности достичь целевого, «достойного» уровня дохода. Значение этих показателей, по сути, определяют социальное самочувствие общества. В статье на основе статистических данных за 2006–2012 гг. исследованы эти данные почти по 40 городам России.
Ключевые слова: размер дохода, целевой уровень дохода.

Вести из СНГ

Регулирование деятельности обществ взаимного страхования в Казахстане
Е.Ф. Дюжиков, Ю.А. Сплетухов, ведущие научные сотрудники НИФИ Министерства финансов РФ
E-mail: dujikov@bk.ru
С момента принятия Федерального закона «О взаимном страховании» специалисты активно обсуждают его достоинства и недостатки, проблемы и перспективы развития данного страхования в нашей стране. Одновременно и некоторые другие страны бывшего СССР делают шаги по распространению взаимного страхования. В связи с этим представляет интерес изучение опыта Казахстана по регламентации деятельности обществ взаимного страхования.
Ключевые слова: объекты взаимного страхования, устав, страховые резервы, перестрахование.

Финансы зарубежных стран

Особенности налоговой системы и налогового контроля во Франции
Е.С. Цепилова, доцент Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук, докторант
E-mail: elenatcepilova@mail.ru
Налоговый кодекс Франции широко использовался при подготовке российского Налогового кодекса, что и обусловило наше внимание к особенностям налогового системы в этой стране. Так, в России, как и в странах Европы, НДС был введен по образцу французской налоговой системы. Автором выделены особенности налогового контроля в современной Франции, в том числе имеющие негативные экономические последствия для экономики страны.
Ключевые слова: налоговая система Франции, подоходный налог, НДС, налоговый контроль, налоговое обязательство.

Научные исследования аспирантов и соискателей

Налоговые риски в современной экономике
С.А. Шахов, аспирант Финансового университета при Правительстве РФ
E-mail: sashahov-88@yandex.ru
С точки зрения государства (в лице налоговых органов) налоговые риски – это вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, то есть возможных финансовых потерь бюджетов всех уровней и государства в целом. Налоговые риски государства заключаются в вероятности поступления меньших сумм налогов по сравнению с планируемыми объемами. Налоговые риски налогоплательщиков выражаются в финансовых или иных потерях налогоплательщика, связанных с процессом уплаты и оптимизации налогов. Налоговые риски, как правило, возрастают во время проведения реформы налоговой сферы, они должны быть важным аспектом налогового планирования на уровне предприятий.
Ключевые слова:налогоплательщик, налоговая нагрузка, поступления в бюджет, налоговая задолженность.

Информация

Финансовая политика и тренды 2013 г.
Информация о форуме «Финансовый Five O`Clock. Инвестиционные и финансовые тренды – 2013».

Росфинагентство: задачи, функции, полномочия и ресурсы
Заметки с пресс-конференции заместителя министра финансов РФ С.А. Сторчака.

Annotation

«G20» under the chairmanship of Russia
Report about the meeting of Ministers of Finance and heads of Central Banks of countries of the “Group of 20”

Communique. Meeting of Ministers of Finance and heads of Central Banks of countries of the “Group of 20” in Moscow on 15-16 February 2013
2013 year demands increasing of budgetary responsibility in the prioritization of the expenditures
In an interview with the deputy Minister of Finance, L.V. Gornin answers the questions, among them: What will be the situation with regional budgets in 2013? What will be the impact of realization of May decrees of the President of the RF on the realization of the regional budgets? Whether volumes of granting of budget credits will increase and whether is planned restructuring of previously issued? What steps will take Russian Government to increase the revenue potential of self – government bodies?
Keywords: state debt of subjects of the Russia Federation, optimization of budgetary expenditures, leveling of the budgetary provision, subsidies, subventions.

To the question of introduction of the “program budget”
G.M. Kulachenko, Minister of Finance of the Sverdlovsk region, candidate of economic sciences
Tel.: +7 (343) 3710960
President of the Russian Federation gave the task of transition to a “program budget” in the Budget message of the budgetary policy in 2013 – 2015 years. Implementation of this target started in the Sverdlovsk region. For today in the region within the frameworks of execution of the budget for current year and the planning period are implemented 23 regional target programs (RTP) annual financial provision of which is more than 35 billion rubles. The share of budget expenditures generated by program – target method in the recent years was about 20% of total budget. During the monitoring of estimation of quality of management of budgetary process hold by the Ministry of Finance of the RF this indicator is tracked and its value across the Sverdlovsk region is one of the lowest. For elimination of the deficiencies in the region was developed and implemented a new approach to transition to the program budget.
Keywords: program budget, regional state programs.

Financing of the activities of budgetary and autonomous institutions in the new conditions
T.V. Terskova, deputy Minister of Finance of the Orenburg region – head of the Administration of treasury execution of budget
Tel.: +7 (3532) 786223
Article analyzes the experience of implementation in the Orenburg region of the norms of Federal law from 8th May 2013 № 83 – FL “About the introducing of amendments to the separate legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of the legal status of the state budgetary and state autonomous institutions” in the part of financing of the activities of the state budget and state autonomous institutions.
Keywords: financing of the activities of public, budgetary and autonomous institutions.

Assessment of the effectiveness of realization of target programs of subjects of Federation.
M.I. Yandiev, candidate of economic sciences, associate professor of the economic faculty of the Lomonosov State University of Moscow
E-mail: mag2097@mail.ru
Target programs play an important role in managing of processes at the federal, regional and municipal levels. However the weak link of the institute of the target programs is estimation of the effectiveness of its execution. Article proves the impossibility of a single assessment for all target programs on the strength of distinctions appearing in practice and offers recommendations on conducting of assessment which helps to obtain conclusions relevant for purposes of management of budget and target programs
Keywords: target program, subject of the Federation, methodology, assessment of the effectiveness, indicators.

Development of the budget structure of the Russian Federation
N.M. Sabitova, head of chair of Finance of the Kazan (Volga) Federal University, doctor of economic sciences, professor
E-mail: sabitovanm@mail.ru
The beginning of process of formation of the budget system of modern Russian referred to October 1991 when was adopted the law of the RSFSR “On the foundations of the budget structure and budget process in the RSFSR” from 10.10.1991 year № 1734 – 1. In compliance with this law was defined the structure of the links of the budget system of Russia. System includes the following independent parts: republican budget of the RSFSR, republican budgets of the republics in the structure of the RSFSR, territorial, regional budgets of territory and regions, municipal budgets of the cities of Moscow and Saint – Petersburg, regional budget of the autonomous oblast, district budgets of the autonomous okrugs, district budgets of the districts, municipal budgets of the cities, districts budgets of the districts in the cities, budget of settlements and rural population aggregates.
Keywords: budget system of the Russian Federation, budget legislation, budget structure of the Russian Federation, Budget Code of the Russia federation.

New Head in Rosfinnadzor.
Information about the appointment to the post of A.V. Smirnov.

Check or bank card?
V.V. Elizarieva, head of department of Administration of Federal Treasury across the Kemerovo region
E-mail: kovalevayua@ufk39.ru
In the article author shares the successful experience of conducting of operations using the bank card. Among organizations transferred to the bank cards there are institutions of education, health care, culture and sport accounting of transactions of which are carried out by centralized accounting departments. The author emphasizes that it is possible to rely on the successful result only in case when all parties are interested in this result and make all efforts to achieve it.
Keywords: bank cards, cash operations with cash, centralized accounting departments.

VAT and consolidation of local budgets
V.G. Panskov, professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, doctor of economic sciences
E-mail: 5868116@mail.ru
Article analyses the causes which make some experts to put a question on replacing of VAT with a sales tax. Author of the article offers another way. For improvement of the administration of VAT without changing of the system of VAT calculation introduce a mechanism of so – called VAT – accounts. Article provides recommendations on consolidation of the revenue base of the territorial budgets, without introducing of new sales tax.
Keywords: VAT, sales tax, VAT accounts, regional budgets, local budgets.

Taxes and life in the corporate sector of Russia
About the results of research devoted to the condition and prospects of changing of the Russian tax legislation, administration, settlement of litigations, prepared by the international auditing and consulting company Ernst and Young

About the readiness of insurers to pay insurance compensation
A.U. Laikov, member of the Expert Council of FAS on development of competition on the markets of financial services, candidate of economic sciences, associate professor
E-mail: alexey.laikov@rifams.ru
Because in Russia dominated and dominates according to the author’s opinion the “administrative market” then mechanisms of its regulation must correspond to features of such market. It is necessary the orientation not on the risk management but on the readiness of insurers to pay insurance compensation, methodology of defining of which offers the author.
Keywords: ratings, financial stability, insurance payments, risk management, assessment of reliability of insurer, readiness to pay, insurance broker.

Models of leveling of the risks as tools of the state regulation of medical insurance
N.F. Cheluhina, associate professor of chair of "Insurance" of the Plekhanov Russian University of Economics, candidate of economic sciences, doctoral candidate
E-mail: nfch2008@gmail.com
Article is devoted to topical problem of reforming of financial model of national healthcare. Author analyzes various mechanisms of the state regulation of the activities of medical insurers aimed at ensuring social solidarity and social equality of citizens in receiving of medical help within the frameworks of voluntary medical insurance. The emphasis is made on increasing of the availability of medical insurance policies regardless of their socio – demographic characteristics.
Keywords: medical insurance, social insurance, risk leveling, healthcare reform, state regulation.

Ministers of Finance of the Provisional Government and financial policy of the state
M.V. Lushnikova, doctor of juridical sciences, professor
A.M. Lushnikov, doctor of juridical sciences, professor, (Yaroslavl State University under the name of P.G. Demidov)
E-mail: mvlushnikova@mail.ru
In the Provisional Government which existed less than a year were replaced four Ministers of Finance. Article is devoted to the activities of M.I. Tereshenko, A.I. Shingarev, N.V. Nekrasov, M.V. Bernatsky and their contribution to development of the financial science.
Keywords: Provisional government, budget legislation, tax policy.

Amount of the "decent" income level and prospects of its achievement
A.N. Zoubets, head of Center of strategic researches of company "Rosgosstrah", professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: alexei_zoubets@rgs.ru
Observance of two indicators has a great importance in the part of economic moods of population. First is the amount of income of the working member of family allowing the person to have “decent” life, without limitation in satisfying of the basic, the most significant needs. Second is the attitude of consumers to ability to achieve the target, “decent” level of income. Importance of these indicators in fact defines the social well – being of the society. In the article on the basis of statistical data for 2006 – 2012 are analyzed the data in almost 40 cities of Russia.
Keywords: amount of income, target level of income.

Regulation of the activities of mutual insurance companies in Kazakhstan
E.F. Dujikov, U.A. Spletuhov, leading research officers of the Scientific Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
E-mail: dujikov@bk.ru
Since the moment of adoption of the Federal Law “About the mutual insurance” specialists actively discuss its merits and demerits, problems and prospects of development of the insurance in our country. At the same time some other countries of the former USSR make steps for distribution of mutual insurance. In this connection it is interesting to study the experience of Kazakhstan on regulation of the activities of mutual insurance companies.
Keywords: objects of mutual insurance, regulations, insurance reserves, reinsurance.

The features of tax system and tax control in France
E.S. Tsepilova, associate professor of the Rostov State Economic University (RSEU), candidate of economic sciences, doctoral candidate
E-mail: dujikov@bk.ru
French Tax Code has been widely used in the preparation of the Russian Tax Code, and that attracted our attention to the features of tax system in this country. For example, both in Russia and in Europe, the VAT was introduced after the French tax system. The author distinguishes features of tax control in modern France, including those having a negative economic impact on the economy of the country.
Keywords: the tax system of France, taxes in France, the French Tax Code, income tax, VAT, tax control, tax liability.

Tax risks in the modern economy
S.A. Shahov, postgraduate student of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: sashahov-88@yandex.ru
From the point of view of the state (represented by the tax authorities) tax risks – it is the possibility of non - observance by the taxpayers of the tax legislation i.e. possibility of financial losses of budgets of all levels and the state in general. Tax risks of the state consist in the possibility of receipt of smaller sums of taxes in comparison with the planned volumes. Tax risks of the taxpayers are expressed in financial or other losses of the taxpayers connected with the process of payment and optimization of taxes. Tax risks as a rule increase during the time of conducting of the reform of tax sphere, they should be an important aspect of tax planning at the level of the enterprises.
Keywords: taxpayer, tax burden, budget revenues, tax debt.

Financial policy and trends of 2013 year
Information about forum "Financial Five O` Clock. Investment and financial Trends - 2013"

Rosfinagentstvo: tasks, functions, authorities and resources
Notes from the press conference of the deputy Minister of Finance of the Russian Federation - S.A. Storchak

© 2006-2024
Книжная редакция «Финансы»