archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№1-2020
Содержание


Актуально

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
E-mail: finance-journal@mail.ru
Из выступления выделены положения, касающиеся экономической и финансовой политики страны.

Финансы и бюджет: проблемы и решения

Инструменты контроля за реализацией национальных проектов в Московской области
Е.В. Мухтиярова, министр экономики и финансов Московской области, государственный советник II класса
E-mail: mefmo@mosreg.ru
В статье отражены особенности реализации национальных проектов в Московской области. В области разработан механизм управления регионом, сочетающий проектное управление с программно-целевыми подходами, по которым работает бюджетная система. Синергия проектного и программного управления реализована через механизм дорожных карт.
Ключевые слова: Московская область, национальные проекты, управление регионом, проектное управление, программно-целевые подходы, контроль за реализацией национальных проектов.

Бюджетная политика и макроэкономическая устойчивость
С.А. Власов, консультант Департамента исследований и информации Банка России
E-mail: VlasovSA@cbr.ru
Основными экономическими задачами бюджетной политики являются поддержание устойчивости госфинансов и макроэкономической стабильности. В статье на основе оценок МВФ дается сравнение бюджетной политики в ряде стран. Германия в конце 2010-х гг. перешла к таргетированию дефицита бюджета, скорректированного на влияние бизнес-цикла. Это в целом позволяет избегать процикличности бюджетной политики, способствуя сокращению государственного долга в благоприятные годы и создавая пространство для маневра в неблагоприятные периоды. Противоположный пример – США и Китай, проводящие стимулирующую бюджетную политику, приведшую к «перегреву» экономики. Это снижает пространство для маневра и увеличивает долговую нагрузку будущих поколений. Важным элементом качественной конструкции являются бюджетные правила, в которые встроены автоматические стабилизаторы спроса. Бюджетное правило в России способствует достижению целей бюджетной политики и играет важную роль в обеспечении макроэкономической стабильности. Оно позволяет сглаживать колебания экономической активности и валютного курса, существенно снижая зависимость экономики от нефти. Действие правила облегчает реализацию денежно-кредитной политики, способствуя удержанию инфляции вблизи целевого уровня. Также целесообразно сохранение умеренно консервативной бюджетной политики на региональном уровне.
Ключевые слова: устойчивость государственных финансов, макроэкономическая стабильность, бюджетное правило, Россия, Германия, США, Китай, Бразилия.

Возможности финансовой оценки полномочий субъектов Российской Федерации
В.В. Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
E-mail: irof@irof.ru
А.И. Сафина, эксперт Института реформирования общественных финансов
E-mail: irof@irof.ru
Финансирование того или иного полномочия не всегда поддается экономической оценке. В случаях, когда такая оценка возможна, зачастую анализ в «базовом» федеральном законе показывает, что большинство полномочий относится к группе, требующих софинансирования, однако не покрывающихся межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. Полномочия могут быть условно классифицированы по четырем направлениям, основываясь на двух факторах: на возможности финансовой оценки («считаемости») и на уровне федерального финансирования. В этой связи представляется целесообразным перевод «считаемых» и частично финансируемых полномочий в разряд федеральных и обеспечить их субвенциями. Следует не допускать появление «несчитаемых» и финансируемых полномочий. Возможно сохранение «несчитаемых» и не финансируемых полномочий, а «считаемые», но не финансируемые полномочия обеспечить субсидиями из федерального бюджета.
Ключевые слова: разграничение полномочий, «считаемость» полномочий, межбюджетные трансферты, нефинансируемые мандаты, достаточность финансирования.

Казначейство: становление и развитие

Московское городское казначейство отметило 20-летний юбилей
Ю.П. Никольская, доцент, кандидат экономических наук
E-mail: nikolska@list.ru
Московское городское казначейство, образованное распоряжением Правительства Москвы от 29.10.1999 № 1220-РМ, в конце 2019 г. отметило 20-летний юбилей. В настоящее время оно является одним из ведущих структурных подразделений Департамента финансов города Москвы и успешно обеспечивает повседневную жизнь 12-миллионного мегаполиса, способствует надежному функционированию школ, больниц, метро и других объектов городской инфраструктуры, а также вносит большой вклад в успешную реализацию масштабных городских программ. Все 20 лет Московское городское казначейство является одним из флагманов по внедрению в практику современных информационных технологий в бюджетной сфере. Высококвалифицированные специалисты активно внедряют безбумажные технологии, постоянно совершенствуют работу с клиентами, обеспечивая максимальное удобство.
Ключевые слова: казначейское сопровождение, информационные технологии, электронный бюджет, казначейское исполнение, лицевые счета, неучастники бюджетного процесса.

Налоги: теория и практика

Налоговый режим специальных административных районов и налоговая конкуренция
Н.С. Милоголов, ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Минфина РФ, старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС, кандидат экономических наук
E-mail: NMilogolov@nifi.ru
К.Н. Цаган-Манджиева, старший научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ, кандидат экономических наук
Статья содержит анализ ключевых налоговых льгот и преференциальных условий, вступивших в силу в середине 2018 г. и направленных на создание специальных административных районов (САР) на территориях Калининградской области и Приморского края, с точки зрения международных стандартов противодействия вредоносной налоговой конкуренции и обеспечения прозрачности. Авторы приходят к выводу, что предоставляемые в рамках российского режима САР налоговые льготы и преференции по своему охвату и направлению скорее являются холдинговым режимом, нежели налоговым режимом, задачей которого выступает максимальное снижение уровня налогообложения для географически мобильных доходов.
Ключевые слова: специальные административные районы, налогообложение международных компаний, налогообложение дивидендов, деофшоризация, план BEPS.

Налогообложение интернет-торговли: признание расходов на товарно-материальные ценности
Е.Е. Минина, старший научный сотрудник РАНХиГС
Е-mail: minina-ee@ranepa.ru
А.Ф. Богатырева, научный сотрудник РАНХиГС
Исследуется проблема признания для целей налога на прибыль расходов на товарно-материальные ценности, приобретенные с целью обеспечения предпринимательской деятельности в российских и зарубежных интернет-магазинах. Авторы предлагают варианты решения, включающие бондовые склады, и варианты принятия к учету таких покупок.
Ключевые слова: трансграничная торговля, иностранный интернет-магазин, подтверждение расходов, налог на прибыль, бондовые склады, маркировка товаров.

Страхование

Регулирование деятельности продавцов страховых услуг
Ю.А. Сплетухов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник НИФИ Министерства финансов РФ, кандидат экономических наук
E-mail: Spletuhov@mail.ru
Статья посвящена вопросам, связанным с организацией и каналами продаж страховых услуг. Проанализированы новейшие статистические данные о доле отдельных каналов продаж. Основное внимание уделено регулированию деятельности страховых посредников, раскрытию структуры и прозрачности страховых тарифов, правилам, которые должны соблюдаться в процессе заключения договора страхования, в том числе недопущение выплаты чрезмерных комиссионных. В редакционном комментарии освещается эволюция практики регулирования страховых продаж в странах Европы, направленная на ужесточение требований к подготовке страховых агентов.
Ключевые слова: страховые услуги, каналы продаж, страховые посредники, страховые агенты, страховые брокеры, профессиональная подготовка.

Финансы зарубежных стран

Зарубежный опыт финансирования школьного образования
Ю.В. Белоусов, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России, кандидат экономических наук
E-mail: belousov@nifi.ru
В настоящей статье рассмотрен современный опыт финансирования школьного образования в Австралии, США и Канаде, а также возможность использования данного опыта в управлении общим образованием в Российской Федерации.
Ключевые слова: финансирования школьного образования, субъекты, объекты финансирования бюджетного финансирования, механизмы расчета величины бюджетного финансирования, Австралия, США, Канада, Россия.

Мнения

Подходы к оценке оптимальности структуры финансовых ресурсов домохозяйств и финансовой грамотности населения
Е.А. Разумовская, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук
E-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com
Д.Ю. Разумовский, ассистент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: jobs.mail35@gmail.com
В статье представлены промежуточные результаты масштабного исследования, в основе которого находится гипотеза о влиянии уровня финансовой грамотности населения на структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств. Принципы и критерии оптимальности структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств – авторские. Исследование основано на опросах, в данном случае выборки 5842 респондентов Свердловской области. Представлен пример авторского опросника, разработанного с учетом методического обеспечения Центрального банка РФ и Аналитического центра НАФИ.
Обоснован вывод о том, что более финансово грамотные люди склонны к планированию доходов и расходов и способны оценить структуру своих расходов с позиции оптимальности. Исследование дополнено анализом массива статистической информации по показателям финансового положения населения исследуемых городов Свердловской области.
Цель исследования: верификация или опровержение связи между уровнем финансовой грамотности и представлениями людей об оптимальной структуре финансовых ресурсов их домашних хозяйств.
Основные результаты: 1) обоснован вывод о наличии связи между уровнем финансовой грамотности населения и представлениями об оптимальной структуре финансовых ресурсов домашних хозяйств на основе субъективных оценок респондентов; 2) представлены авторские принципы и критерии оптимальности структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств.
Ключевые слова: оптимальная структура финансовых ресурсов домашних хозяйств, финансовая грамотность населения, доходы, расходы, финансовые решения.

Annotation

TOPICAL

Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly
The highlights of the speech and theses relating to the economic and financial policies of the country.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Instruments for Monitoring the Implementation of National Projects in the Moscow Region
E.V. Mukhtiyarova, Minister of Economics and Finance of the Moscow Region, State Advisor Class II
E-mail: mefmo@mosreg.ru
The article reflects the features of the implementation of national projects in the Moscow region. A mechanism has been developed here, combining project management with program-targeted approaches, according to which the budget system works. The synergy of project and program management implemented through the roadmap mechanism.
Keywords: Moscow region, national projects, regional management, project management, program-targeted approaches, control over the implementation of national projects.

Fiscal Policy and Macroeconomic Stabilization
S.A. Vlasov, consultant at the Research and forecasting department, Bank of Russia.
E-mail: VlasovSA@cbr.ru
The main economic objectives of fiscal policy are to maintain fiscal sustainability and macroeconomic stability. This article compares fiscal policy in a number of countries by using IMF database.
An important element of high-quality budget construction are fiscal rules, which are built-in automatic stabilizers. The fiscal rule in Russia contributes to the achievement of fiscal policy objectives and plays an important role in ensuring macroeconomic stability. It allows to smooth out fluctuations in economic activity and exchange rate reducing significantly the dependence of the economy on oil revenues. The fiscal rule facilitates the implementation of monetary policy helping to keep inflation near the target. It is also worthwhile to maintain a moderately conservative fiscal policy at the regional level.
Keywords: fiscal sustainability, macroeconomic stability, fiscal rule, Russia, Germany, USA, China, Brazil.

Opportunities for Financial Assessment of Powers of Constituent Entities of the Russian Federation
V.V. Klimanov, Head of the School of public policy at the Russian Presidential academy of national economy and public administration, director of the Institute for public finance reform, doctor of economics
E-mail: irof@irof.ru
A.I. Safina, expert at the Institute of public finance reform
E-mail: irof@irof.ru
It is not always possible to evaluate financing of a particular authority. When it’s possible, often an analysis in the “basic” federal law shows that most of the powers belong to the group requiring co-financing, but not covered by inter-budget transfers from the federal budget. Powers can be conditionally classified in four categories, based on two factors: the possibility of financial assessment («accountability») and the level of federal funding. The authors suggest that it’s appropriate to transfer «accountable» and partially funded powers to the federal level and provide them with subventions. The appearance of «uncountable» and funded powers should be avoided. It is possible to maintain «uncountable» and not funded powers, and at the same time finance «accountable» ones with subsidies from the federal budget.
Keywords: delimitation of powers, «accountability» of powers, inter-budget transfers, unfunded mandates, adequacy of funding.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Moscow City Treasury celebrates its 20th anniversary
J.P. Nikolskaya, ssociate Professor, Candidate of Economic Sciences
E-mail: nikolska@list.ru
The Moscow City Treasury, formed by the order of the Moscow Government of 10.29.1999 No. 1220-RM, celebrated its 20th anniversary at the end of 2019. Currently, it is one of the leading structural units of the Department of Finance of the city of Moscow and it plays extremely important role in the city life. For all 20 years, the Moscow City Treasury has been one of the flagships in the implementation of modern information technologies in the public sector. Highly qualified specialists are actively introducing paperless technologies, constantly improving customer service, providing maximum convenience.
Keywords: treasury support, information technology, electronic budget, treasury execution, personal accounts, non-participants in the budget process.

The tax regime of special administrative regions and tax competition
N.S. Milogolov, Leading Researcher at the Tax Policy Centre of the Financial Researh Institute of The Ministry of Finance of the Russian Federation, Senior Researcher at the Laboratory for Tax Policy Studies of IPEI RANEPA, Candidate of Economic Sciences
E-mail: NMilogolov@nifi.ru
K.N. Tsagan-Mandzhieva, Senior Researcher at the Tax Policy Centre of NIFI, Candidate of Economic Sciences
The article contains an analysis of key tax benefits and preferential conditions that came into force in mid-2018 and aimed at creating special administrative regions (SAR) in the territories of the Kaliningrad region and Primorsky Territory, in terms of international standards for countering harmful tax competition and ensuring transparency. The authors conclude that the tax incentives and preferences provided under the Russian SAR regime in terms of scope and direction are more likely to be a holding regime than a tax regime, whose task is to minimize the taxation level for geographically mobile incomes.
Keywords: special administrative regions, taxation of international companies, taxation of dividends, deoffshorization, BEPS plan.

E-commerce Taxation: Recognizing Inventory Costs
E.E. Minina, Senior Researcher at RANEPA
E-mail: minina-ee@ranepa.ru
A.F. Bogatyreva, Researcher at RANEPA
The article investigates the problem of consideration of inventory costs of purchases needed for providing entrepreneurial activity in Russian and foreign online stores from taxation standpoint. The authors offer solution options, including bonded warehouses, and options for taking such purchases into account.
Keywords: cross-border trade, foreign online store, confirmation of expenses, income tax, bonded warehouses, labeling of goods.

INSURANCE

Regulation of insurance sellers
Yu.A. Spletuhov, Associate Professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Leading Researcher at the Financial Researh Institute of The Ministry of Finance of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
E-mail: Spletuhov@mail.ru
The article is devoted to issues related to the organization of sales of insurance services. Statistical data on the share of individual sales channels in modern conditions are analyzed. The main attention is paid to the work of insurance intermediaries: the problems in their activities are considered, the proposals aimed at improving the regulation of this sphere of the insurance market are given.
Keywords: Insurance services, sales channels, insurance intermediaries, insurance agents, insurance brokers.

FINANCE OF FOREIGN COUNTRIES

Foreign experience in financing school education
Yu.V. Belousov, Senior Researcher at the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
E-mail: belousov@nifi.ru
This article discusses the current experience of financing school education in Australia, the USA and Canada, as well as the possibility of using this experience in managing general education in the Russian Federation.
Keywords: financing of school education, subjects, objects of financing of budget financing, mechanisms for calculating the amount of budget financing, Australia, USA, Canada, Russia.

Appliance of Arm’s length principle and Global Formulary Apportionment Principles
M.R. Kostin, Consultant at KPMG, postgraduate student at RANEPA
E-mail: Muro91@mail.ru
This article is about transfer pricing guidelines, appliance of arm’s length principle and global formulary apportionment principles in transactions between related parties.
Keywords: transfer pricing, tax laws, related parties, arm’s length principle, OECD, guidelines.

OPINIONS

Approaches to assessing the optimality of the structure of household financial resources and financial literacy of the population
E.A. Razumovskaya, Professor at the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Doctor of Economics
E-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com
D.Yu. Razumovsky, Assistant of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
E-mail: jobs.mail35@gmail.com
The article presents the intermediate results of the large-scale study based on the hypothesis of the influence of the level of financial literacy of the population on the structure of financial resources of households. The study is based on surveys, the sample of 5,842 respondents from the Sverdlovsk region. An example of an author's questionnaire is developed, taking into account the methodological support of the Central Bank of the Russian Federation and the NAFI Analytical Center.
The conclusion is substantiated that more financially literate people are inclined to plan income and expenses and are able to evaluate the structure of their expenses from the position of optimality. The study is supplemented by analysis of an array of statistical information on indicators of the financial situation of the population of the cities of the Sverdlovsk region.
Keywords: optimal structure of household financial resources, financial literacy of the population, income, expenses, financial decisions.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»