archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№5-2023
Содержание


АКТУАЛЬНО

Эволюция государственного финансового контроля и контрольно-ревизионных органов Минфина России
Р.Е. Артюхин, руководитель Казначейства России
E-mail: finance-journal@mail.ru
В 2023 г. исполняется 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов Минфина России.
100-летие контрольно-ревизионных органов Минфина России – важная и знаменательная дата в истории управления финансами Российского государства. За этот значительный срок именно деятельность контрольно-ревизионных органов под руководством главного финансового органа страны (Наркомфин СССР, Минфин СССР, Минфин России) позволила закрепить самостоятельное отдельное направление в финансовой деятельности государства – государственный финансовый контроль, который прошел большой путь становления и развития. О том, какие этапы были в развитии государственного финансового контроля и как менялись функции контрольно-ревизионных органов Минфина России, ведется речь в данной статье.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, контрольно-ревизионные органы, Минфин России, юбилей.

Итоги работы и новые задачи (о совместном расширенном заседании коллегий Минфина России и Минэкономразвития России)
E-mail: finance-journal@mail.ru
В этом году Коллегия Минфина России прошла в необычном формате. Она состоялась 14.04.2023 совместно с Коллегией Минэкономразвития России в Доме Правительства Российской Федерации и была посвящена итогам работы двух ведомств в прошедшем году и задачам, которые предстоит им решать в ближайшем будущем. В обзоре приводятся выступления участников расширенного заседания коллегий Минфина России и Минэкономразвития России.
Ключевые слова: Коллегия Минфина России, итоги работы, приоритетные направления деятельности, задачи на текущий год.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Государственный долг и долговая нагрузка субъектов РФ: ключевые тенденции 2010–2022 гг.
Л.Л. Игонина, заведующая кафедрой «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
E-mail: lligonina@fa.ru
В 2010–2022 гг. экономика России и ее бюджетная сфера столкнулись с разными по происхождению кризисными ситуациями, оказавшими влияние на динамику субфедерального долга, долговую политику федерального центра и регионов. На основе анализа статистических данных в статье выявлены ключевые тенденции изменения объема и структуры государственного долга субъектов РФ, уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты за данный период. Показаны особенности формирования параметров субфедерального долга в условиях кризисных потрясений и восстановительного роста. Предложены направления совершенствования инструментов долговой политики.
Ключевые слова: региональные бюджеты, государственный долг, долговая нагрузка, долговая политика.

К ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Арсений Григорьевич Зверев – нарком Победы
А.В. Пачкалов, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук
E-mail: zolornum@mail.ru
В статье рассматривается биография и деятельность А.Г. Зверева, занимавшего должность наркома (министра) финансов СССР в 1938-1960 гг. Отмечено, что А.Г. Зверев реорганизовал структуру Наркомата финансов, к 1939 г. добился выполнения плана по поступлениям в госбюджет налога с оборота. Особое внимание уделено работе А.Г. Зверева в годы Великой Отечественной войны. Показано, что под руководством А.Г. Зверева финансовая система страны была быстро перестроена для военных нужд. Отмечено, что он уделял внимание восстановлению народного хозяйства на освобожденных территориях, работе наркомата по обеспечению финансирования затрат на обучение молодых рабочих, заменивших ушедших на фронт отцов и старших братьев. А.Г. Зверевым была обеспечена мобили¬зация финансовых средств на военные нужды за счет выпуска облигаций государственных внутренних займов и повышения цен на товары не первой необходимости и др.
Ключевые слова: Арсений Григорьевич Зверев, наркомат финансов СССР, министерство финансов СССР, Великая Отечественная война, государственный бюджет, денежная реформа 1947 года.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Налоговый федерализм: реальность и перспективы
В.Г. Пансков, профессор-исследователь Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник налоговой службы I ранга, лауреат общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года – 2022»
E-mail: 5868116@mail.ru
В статье дана критическая оценка попыткам решения вопросов формирования условий для эффективного и ответственного управления финансами путем введения в научный оборот новых понятий и терминов. Показано, что внесению подобных новаций должен предшествовать тщательный анализ внутреннего содержания нового понятия или термина, целей его введения, а также стоящих перед ним задач. На основе анализа отечественной научной литературы по налогам и налогообложению установлено, что эффективное и справедливое распределение налогов и налоговых платежей между уровнями бюджетной системы может быть обеспечено без закрепления в научном обороте понятия «налоговый федерализм», как и иных видов федерализма.
Ключевые слова: Бюджетный кодекс, налоговые доходы, Налоговый кодекс, налоговый федерализм, разграничение налоговых полномочий, теория налогов и налогообложения, фискальный федерализм.

Некоторые особенности процедур переходного периода при введении института единого налогового счета
Л.Р. Ковтун, доцент кафедры финансов и финансовых институтов Байкальского государственного университета, кандидат экономических наук
Т.В. Щукина, заведующая кафедрой финансов и финансовых институтов Байкальского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: lira-tim@yandex.ru
В статье отмечено, что одним из направлений развития новых информационных технологий является создание института единого налогового счета, предусматривающего консолидацию всех обязанностей налогоплательщика по уплате обязательных платежей в едином сальдо расчетов с бюджетами, требующее организации тесного взаимодействия ФНС и Казначейства России. Показано, что институт единого налогового счета представляет собой новый этап цифровизации, Отчечено, что внедрение технологии перечисления единого налогового платежа обеспечит минимизацию ошибок при заполнении расчетного документа плательщика, приведет к значительному сокращению невыясненных поступлений, а также оптимизирует взаимодействие Федерального казначейства и ФНС России. Уделено внимание пробелам переходного периода, связанным с перестройкой процессов организации исполнения бюджетов бюджетной системы страны по доходам и расходам.
Ключевые слова: цифровизация, единый налоговый платеж, единый налоговый счет, платежное поручение, исполнение бюджета.

Меры налоговой политики, стимулирующие налогоплательщиков: двойное дно глазами бизнеса
Л.С. Катулевская, директор Департамента налогов Сбербанка
В.П. Казенникова, руководитель направления Департамента налогов Сбербанка
С.В. Бордовский, главный экономист Департамента налогов Сбербанка
E-mail: Bordovskiy.S.V@sberbank.ru
Отмечая, что меры налоговой политики являются одним из ключевых инструментов системы стимулирования экономического роста и государственной поддержки бизнеса, авторы анализируют возможности налогоплательщиков воспользоваться отдельными мерами, приводят примеры, статистику. Показано, что на качество налоговых льгот, как мер стимулирования, оказывает влияние не только потенциальное снижение налогового бремени, но и прозрачность критериев применения, соответствие льгот деловой практике. Также важны низкие затраты на администрирование процессов применения и подтверждения законности такого применения налоговых льгот.
Ключевые слова: меры налоговой политики, государственная поддержка бизнеса, налоговые льготы, меры налогового стимулирования, прозрачность критериев применения льгот.

Стандартные налоговые вычеты на детей
Т.Ю. Солодимова, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС России (Н. Новгород)
Email: tusolod@mail.ru
В статье проанализирован механизм предоставления стандартных вычетов на детей, раскрыты сложные вопросы, связанные с правом на вычет с учетом позиций, представленных в письмах Минфина России, ФНС России, судебных решениях. Автором сделан вывод о необходимости урегулирования непрописанных в ст. 218 НК РФ законодательных норм в части предоставления налогоплательщикам стандартных вычетов на детей, сформулированы предложения.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговые вычеты, стандартные вычеты, налоговая база, право на получение стандартного вычета, предоставление вычета в двойном размере, единственный родитель.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

Применение риск-ориентированного подхода в ведомственном контроле финансово-хозяйственной деятельности
С.В. Головин, доцент кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета, кандидат технических наук, доцент
E-mail: golovin@econ.vsu.ru
В статье проведен анализ становления нормативно-правовой базы применения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации и обоснована необходимость его внедрения в практику осуществления ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Предложены этапы процесса реализации риск-ориентированной модели ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности и Типовые критерии отбора государственных (муниципальных) учреждений для проведения ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: риск-ориентированный подход, ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности, государственные (муниципальные) учреждения, оценка риска.

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Казначейская система Сирийской Арабской Республики: состояние и направления развития
А.Ю. Демидов, заместитель руководителя Казначейства России, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: finance-journal@mail.ru
д. Ахмад Низар Аль-Вади, Сирийская Арабская Республика, доктор экономических наук
E-mail: finance-journal@mail.ru
Д.С. Лазарева, начальник отдела внедрения казначейских технологий Управления ведомственных проектов Казначейства России
E-mail: finance-journal@mail.ru
В данной статье рассматриваются отдельные вопросы текущего состояния казначейской системы исполнения бюджетов Сирийской Арабской Республики и возможные направления модернизации этого процесса с учетом опыта Казначейства России.
Ключевые слова: казначейская система, казначейские технологии, бюджетное законодательство, бюджетный процесс, Сирийская Арабская Республика, Казначейство России.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»