archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№9-2022
Содержание


АКТУАЛЬНО

Финансовый суверенитет России – от адаптации к стабилизации и подъему экономики (итоги Московского финансового форума – 2022)
E-mail: finance-journal@mail.ru
В обзоре, посвященном итогам Московского финансового форума – 2022, приведены мнения участников Форума по актуальным вопросам развития страны в финансово-бюджетной, налоговой и социальной сферах, а также ее банковского сектора и корпоративных финансов.
Ключевые слова: финансовый суверенитет, Московский финансовый форум, структурная перестройка экономики, инвестиции, налоги и налогообложение, межбюджетные отношения.

Развитие инициативного бюджетирования: региональный опыт
И.С. Бегинина, исполняющая обязанности министра финансов Саратовской области
E-mail: minfin@saratov.gov.ru
В последние годы в стране становятся все более популярными различные формы взаимодействия граждан и представителей власти. В 2017 г. Саратовская область стала участником общероссийского движения по развитию инициативного бюджетирования и запустила региональный проект поддержки местных инициатив. В статье отражен анализ проведенного в 2021 г. исследования по выявлению степени причастности граждан Саратовской области к процессам инициативного бюджетирования и сделаны предложения по его развитию.
Ключевые слова: Саратовская область, инициативное бюджетирование, региональный проект, местные инициативы, бюджетная грамотность.

Современные трансформации концепций и институциональных основ управления финансами государственного сектора
С.П. Солянникова, проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: NKrasnikova@fa.ru, OAgafonova@fa.ru
В статье систематизированы современные тренды развития концепций управления финансами государственного сектора, а также факторы, их обусловившие. Показаны тренды трансформации институциональных основ управления финансами государственного сектора, в том числе в части расширения полномочий министерств финансов и формирования новых институтов в форме бюджетных советов. Автор раскрывает основные подходы к анализу и управлению фискальными рисками на основе обобщения лучших практик управления финансами государственного сектора в XXI в.
Ключевые слова: финансы государственного сектора, управление финансами государственного сектора, концепции, бюджетные советы, фискальные риски, бюджетные правила, бюджетная политика.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

О целевых межбюджетных трансфертах субъектам Российской Федерации
М.Л. Васюнина, профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: MVasyunina@fa.ru
Трансформация межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации является неотъемлемым элементом развития межбюджетных отношений. Принимая во внимание, что основной объем межбюджетных трансфертов предоставляется в рамках государственных программ и национальных проектов, изменения в механизме управлении программными инструментами влекут преобразования в организации межбюджетных трансфертов. В статье проводится оценка межбюджетных субсидий как основной формы межбюджетного перераспределения средств в рамках государственных программ и их участия в финансовом обеспечении программных мероприятий. Представлена типологизация межбюджетных трансфертов в зависимости от функционального назначения, уровня агрегирования и принадлежности к структурным элементам государственной программы. Определены перспективы преобразования целевых межбюджетных трансфертов в новых условиях управления государственными программами.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Ключевые слова: бюджет субъекта Федерации, государственная программа, консолидация, национальный проект, межбюджетные трансферты, субсидия, федеральный бюджет.

Устойчивость бюджетов федерального и субнационального уровня России
М.Р. Таштамиров, заведующий кафедрой финансов, кредита и антимонопольного регулирования Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, кандидат экономических наук
E-mail: basxo@yandex.ru
В последние месяцы прослеживается ускорение внешнеэкономической турбулентности и усиление рисков на сырьевых, финансовых и товарных рынках, что вызвано множеством причин различного характера. В подобных условиях экономической неопределенности возрастает актуальность исследования вопросов обеспечения устойчивости финансовой системы национальной экономики в целях сохранения стабильности бюджетов всех уровней бюджетной системы. Данная статья посвящена оценке уровня стабильности бюджетной системы России в первой половине 2022 г. и анализу качества формирования доходной части всех бюджетов страны. В ходе исследования выявлено, что «санкционные войны» и неопределенность на сырьевых рынках привели, с одной стороны, к росту доходов бюджетов, изменив структуру поступлений и повышение нефтедолларовой зависимости, а с другой – формированию рисков будущей неустойчивости бюджетной системы.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Ключевые слова: бюджетная система, устойчивость, высокодотационные бюджеты, трансферты, нефтегазовые доходы, налоги.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

НДС в трансграничных операциях стран ЕАЭС: к гармонизации законодательства стран-членов
С.Д. Шаталов, главный научный сотрудник НИФИ Минфина России, доктор экономических наук
E-mail: shatalovsd@nifi.ru
Н.Г. Вишневская, ведущий научный сотрудник НИФИ, кандидат экономических наук
E-mail: nvishnevskaya@nifi.ru
В статье представлен обзор итогов первого научно-практического семинара «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС», прошедшего 28.07.2022 в НИФИ Минфина России при участии представителей финансовых ведомств государств – членов ЕАЭС. На семинаре были подняты вопросы администрирования экспортно-импортных операций между странами ЕАЭС, применения НДС к сделкам реализации за пределами территории страны. Формат научной площадки позволил ознакомиться со всеми я подходами, практикуемыми в странах-участницах, получить информацию о планах модернизации администрирования в Союзе из компетентных источников. Результатом семинара стали рекомендации о возможном упрощении налоговой отчетности по НДС за счет отмены отдельной декларации на импорт, о необходимости уточнения норм о корректировке отчетности, о целесообразности вычета по НДС, относящегося к услугам, оказанным за пределами страны.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налог на добавленную стоимость, гармонизация, экспорт, импорт, вычет НДС.

Корректировка однотипных налоговых реакций по уклонению от уплаты налогов в лесопромышленном комплексе России
И.А. Майбуров, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
E-mail: mayburov.home@gmail.com
Ю.Е. Лабунец, аспирант кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: ulya.ev_84@mail.ru
Цель статьи – сформировать комплекс мер по корректировке однотипных налоговых реакций уклонения от уплаты налогов в отраслях лесопромышленного комплекса России. Исследуется налоговое поведение 7910 микро, малых и средних предприятий отраслей лесопромышленного комплекса России за 2017-2020 гг. Установлено 8 форм однотипных налоговых реакций уклонения от уплаты налогов. Для каждого исследуемого вида деятельности в рамках отраслей ЛПК определена преобладающая форма проявления однотипных налоговых реакций уклонения от уплаты налогов. По результатам исследования методом теории игр сформированы поведенческие стратегии государства и предприятий ЛПК. С помощью применения симплекс-метода для решения задач линейного программирования установлены 3 оптимальные стратегии корректировки форм однотипных налоговых реакций уклонения от уплаты налогов для каждого исследуемого вида деятельности в рамках отраслей ЛПК. Рекомендованный комплекс корректирующих мер направлен на увеличение объема налоговых поступлений от лесного сектора и на дальнейшую трансформацию механизмов взаимодействия в налоговой среде для усиления реализации стратегии налогового контроля – стратегии доверия.
Ключевые слова: однотипная налоговая реакция, уклонение от уплаты налогов, лесопромышленный комплекс, оптимальная стратегия, управление, налоговое поведение.

Архитектоника системы имущественного налогообложения физических лиц
А.В. Тихонова, доцент, доцент дналогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры статистики и кибернетики РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, кандидат экономических наук
E-mail: avtihonova@fa.ru
Статья раскрывает особенности формирования системы имущественного налогообложения населения и ее встраивания в единую систему налогообложения физических лиц (с учетом подоходных и иных взимаемых налогов и сборов). Автором применены научные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, табличный метод визуализации данных. Определено, на какой концепции должна быть основана система имущественного налогообложения населения (владения, пользования, передачи или дарения), а также сформирована позиция по оптимальной фискальной единице. Представлены подходы к обложению имущества в части характера налоговой базы, прогрессивных и пропорциональных ставок, глобальных или шедулярных шкал (в синергии с налогообложением доходов). Определены векторы администрирования имущественных налогов, взимаемых с физических лиц.
Ключевые слова: налог на недвижимость, налог на имущество, диверсификация плательщиков, прогрессия, пропорциональная шкала, налоговое администрирование.

МНЕНИЯ

Принципы финансовой деятельности государственных учреждений в Российской Федерации
А.Г. Лукин, профессор кафедры прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук
E-mail: Lagufk@mail.ru
Е.А. Кандрашина, врио ректора Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук
E-mail: el.ka2003@mail.ru
В середине первого десятилетия XXI в. Правительством Российской Федерации было приостановлено строительство структуры государственного бюджетного управления, и все усилия в рамках реализации третьего этапа бюджетной реформы были направлены на внедрение в государственное бюджетное управление программно-целевого метода. Однако необходимость формирования правил финансовой деятельности для уровня главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств не утратила своей актуальности. Статья посвящена одному из важных элементов регулирования финансовой деятельности государственных учреждений – принципам организации и принципам управления этой деятельностью. В работе предлагается совокупность принципов, основанных на анализе бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации, современных отечественных и зарубежных научных представлений по данному вопросу, а также на изучении советского опыта государственного финансового управления. Предложенные принципы классифицированы по признаку «область регулирования» на организационные принципы финансовой деятельности, принципы финансового управления и специфические принципы финансовой деятельности бюджетных и автономных государственных учреждений.
Ключевые слова: государственное финансовое управление, бюджетная система, государственные учреждения, принципы финансовой деятельности.

Content

TOPICAL

Russia's financial sovereignty – from adaptation to stabilization and economic recovery (results of the Moscow financial forum 2022)
E-mail: finance-journal@mail.ru
The review dedicated to the results of the Moscow financial forum 2022 presents the opinions of the forum participants on topical issues of the country's development in the financial, budgetary, tax and social spheres, as well as of its banking sector and corporate finance.
Keywords: financial sovereignty, Moscow financial forum, economic restructuring, investments, taxes and taxation, intergovernmental relations.

Development of initiative budgeting: regional experience
I.S. Beginina, acting minister of finance of the Saratov Region
E-mail: minfin@saratov.gov.ru
In the recent years various forms of interaction between citizens and government officials have become increasingly popular in the Russian Federation. In 2017 the Saratov region became a member of the all-Russian movement for the development of initiative budgeting and launched a regional project to support local initiatives. The article reflects an analysis of the study conducted in 2021 to identify the degree of involvement of citizens of the Saratov region in the processes of initiative budgeting and made proposals for its promotion.
Keywords: Saratov region, initiative budgeting, regional project, local initiatives, budget literacy.

Modern transformations of the concepts and institutional foundations of public sector financial management
S.P. Solyannikova, vice-rector for research, Financial university under the Government of the Russian Federation
E-mail: NKrasnikova@fa.ru, OAgafonova@fa.ru
The article systematizes modern trends in the development of public sector financial management concepts, as well as the factors that determined them. Trends in the transformation of the institutional foundations of public sector financial management are shown, including in terms of expanding the powers of finance ministries and the formation of new institutions in the form of budget councils. The author reveals the main approaches to the analysis and management of fiscal risks based on a generalization of the best practices in public sector financial management in the 21st century.
Keywords: public sector finance, public sector financial management, concepts, budget councils, fiscal risks, budget rules, budget policy.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

On targeted interbudgetary transfers to the constituent entities of the Russian Federation
M.L. Vasyunina, professor of the department of public finance of the Financial faculty of the Financial university under the Government of the Russian Federation, candidate of economics
E-mail: MVasyunina@fa.ru
The article provides an assessment of intergovernmental subsidies provided within the framework of government programs. The author presented the grouping of intergovernmental transfers depending on the purpose, the level of aggregation and belonging to the structural elements of the government program. The article defines the prospects for the transformation of intergovernmental transfers in the new conditions of government program management.
Keywords: regional budget, government program, consolidation, national project, intergovernmental transfers, subsidy, federal budget.

Stability of federal and subnational budgets in Russia
M.R. Tashtamirov, head of the Department of finance, credit and antimonopoly regulation, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, candidate of economics
E-mail: basxo@yandex.ru
In recent months, there have been an acceleration of foreign economic turbulence and increased risks in the commodity and financial markets, caused by various reasons. In such conditions of economic uncertainty, the relevance of studying the issues of ensuring the stability of the financial system of the national economy in order to maintain the stability of budgets at all levels of the budget system increases. This article is devoted to assessing the level of stability of the Russian budget system in the first half of 2022 and analyzing the quality of the formation of the revenue side of all the country's budgets. The study revealed that the «sanction wars» and uncertainty in the commodity markets led, on the one hand, to an increase in budget revenues by changing the structure of revenues and increasing dependence on petrodollars, and on the other hand, to the formation of risks of future instability of the budget system.
Keywords: budget system, sustainability, highly subsidized budgets, transfers, oil and gas revenues, taxes.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

VAT in cross-border transactions of the EAEU countries: towards harmonization of legislation of member countries
S.D. Shatalov, chief researcher at the Financial research institute of the Ministry of finance of Russia, doctor of economics
E-mail:shatalovsd@nifi.ru
N.G. Vishnevskaya, leading researcher, candidate of economics
E-mail: Nvishnevskaya@nifi.ru
The article raises the problems of applying VAT to transactions outside of the country. A comparison of approaches within member-states tax legislations in relation to the right to deduct VAT within external transactions with goods and services was made in the context of ongoing harmonization of the tax legislation within Euroasian economic union. It was justified that granting the right to deduct VAT in full in such transactions will increase the level of tax harmonization in the EAEU due to the unification of approaches, and will also help to increase the competitiveness of national economics.
Keywords: Eurasian economic union, tax legislation, tax administration, value added tax, harmonization, export, import, VAT deduction.

Correction of the same type of tax reactions on tax evasion in the timber industry complex of Russia
I.A. Mayburov, head of the Department of financial and tax management, Ural federal university named after the first president of Russia B.N. Yeltsin, doctor of economics, full professor, honored worker of science of the Russian Federation
E-mail:mayburov.home@gmail.com
Yu.E. Labunetz, postgraduate student at the department, Ural federal university
E-mail: ulya.ev_84@mail.ru
The purpose of the article is to form a set of measures to correct the same type of tax responses in tax evasion in the forestry industry of Russia. Research covered the period 2017-2020 and reviews tax behavior of 7910 micro, small and medium-sized enterprises in the branches of the forestry industry of Russia. Eight forms of the same type of tax responses in tax evasion have been discovered. The main form of the same type of tax responses in tax evasion was determined for each branch of forestry industry. Based on the results of the research, the behavioral strategies of the state and forestry industry enterprises were constructed by the game theory method. Using the simplex method for solving linear programming problems, 3 optimal strategies for correcting the forms of the same type of tax responses in tax evasion were defined for each branch of forestry industry. The recommended set of corrective measures is aimed at increasing the volume of tax revenues from the forest sector and further transforming the mechanisms of interaction in the tax environment to strengthen the implementation of the tax control strategy — the strategy of trust.
Keywords: same type tax response, tax evasion, forestry industry, optimal strategy, management, tax behavior.

Architectonics of the system of individuals property taxation
A.V. Tikhonova, associate professor of the department of taxation and tax administration at the Faculty of taxes, audit and business analysis of the Financial university under the Government of the Russian Federation, associate professor at the department of statistics and cybernetics of the Russian state agrarian university - Moscow agricultural academy named after K.A. Timiryazev, candidate of economics
E-mail: avtihonova@fa.ru
Yu.E. Labunetz, postgraduate student at the department, Ural federal university
E-mail: ulya.ev_84@mail.ru
The article features the formation of the system of property taxation of the population and its integration into a single system of taxation of individuals (taking into account income and other taxes and fees levied). The author applied the following scientific methods: analysis and synthesis, generalization and systematization, tabular method of data visualization. She determined on what concept the system of property taxation of the population (possession, use, transfer or donation) should be based, and also clarified the issue of optimal fiscal unit. Approaches to property taxation in terms of the nature of the tax base, progressive and proportional rates, global or scheduled scales (in synergy with income taxation) outlined. The vectors of administration of property taxes levied on individuals have also been determined.
Keywords: real estate tax, property tax, diversification of payers, progression, proportional scale, tax administration.

OPINIONS

Principles of financial activities of state institutions in the Russian Federation
A.G. Lukin, professor at the Department of applied management of the Samara state university of economics, doctor of economics
E-mail: Lagufk@mail.ru
E.A. Kandrashina, acting rector of the Samara state university of economics, doctor of economics
E-mail: el.ka2003@mail.ru
In the middle of the first decade of the 21st century, the Government of the Russian Federation suspended the construction of the state budget management structure, and all efforts within the framework of the implementation of the third stage of the budget reform were aimed at introducing the program-target method into the state budget management. However, the need to form the rules of financial activity for the level of managers and recipients of budgetary funds has not lost its relevance. The article is devoted to one of the important elements of the regulation of the financial activities of public institutions — the principles of organization and managing this activity. The authors undertake the analysis of the budgetary and civil legislation of the Russian Federation, modern domestic and foreign scientific ideas on this issue, as well as Soviet experience of public financial management. The proposed principles are classified on the basis of «area of regulation» into organizational principles of financial activity, principles of financial management and special principles of financial activity of budgetary and autonomous state institutions.
Keywords: public financial management, budget system, public institutions, principles of financial activity.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»