archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№10-2023
Содержание


АКТУАЛЬНО

Московский финансовый форум: направления дальнейшего развития экономики России
E-mail: finance-journal@mail.ru
В обзоре, посвященном Московскому финансовому форуму – 2023 (далее – МФФ), отражено мнение руководства финансового блока страны, а также других участников Форума по актуальным вопросам бюджета, межбюджетных отношений, налоговой системы, валютного курса и другим вопросам развития экономики. Большой интерес представляла сессия, посвященная 25-летию Бюджетного кодекса РФ.
В ходе МФФ значительное внимание было уделено работе с молодежью, подготовке кадров. Участники МФФ имели возможность ознакомиться с экспонатами выставки – авторскими ювелирными изделиями, уникальными часами, оценить мастерство огранщиков.
Ключевые слова: бюджет, Бюджетный кодекс, налоговая нагрузка, инфляция, санкционное давление, импортозамещение, дефицит бюджета, структурная перестройка экономики.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Концепция устойчивого развития и зеленое бюджетирование: возможности развития в России
С.В. Зенченко, директор департамента развития и маркетинга, профессор кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), доктор экономических наук, профессор
E-mail: Zen_sveta@mail.ru
А.В. Савцова, профессор кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь), доктор экономических наук, доцент
E-mail: levandanna@yandex.ru
Я.Ю. Радюкова, проректор по проектному обучению и дополнительному образованию Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», кандидат экономических наук, доцент
E-mail: radyukova68@mail.ru
Последнее время огромное внимание уделяется бережливому отношению к окружающей среде, природоохранным мероприятиям и циркулярной экономике. И правильная организация финансов, как корпоративных, так и государственных в соответствии с задачами устойчивого развития экономики, определила одно из приоритетных направлений государственного менеджмента. Одним из инструментов бюджетной политики, которые сегодня используются в мировой практике, позволяющий решать экологические и климатические проблемы, является зеленое бюджетирование. Этот инструмент политики, направлен на то, чтобы сделать расходы бюджета более чувствительными к окружающей среде и является относительно новой практикой. Страной-новатором, первой кто использовал эту практику, стала Франция, которая утвердила зеленый бюджет в 2020 г.
Политика формирования зеленого бюджета является долгосрочным инструментом и требует радикальных бюджетных реформ. «Озеленение» российской финансовой системы является одним из важнейших направлений государственной политики до 2025 г. Однако зеленое бюджетирование в России находится только в стадии становления. Целью настоящего исследования стало выявление современных тенденций в формировании бюджетных инструментов устойчивого развития, критериев и элементов жизненного цикла зеленого бюджета, сформулированы барьеры и ограничения активного применения в РФ.
Ключевые слова: зеленое финансирование, бюджет, климат, окружающая среда, экология, расходы бюджета, экологические сборы.

Теоретические аспекты межпоколенческого фискального выравнивания
Е.А. Домбровский, старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат экономических наук
E-mail: EADombrovskij@fa.ru
А.А. Балетских, аспирант кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
E-mail: a.a.baletskikh@gmail.com
В статье авторы рассматривают проблему межпоколенческой справедливости на фоне повышенных рисков реализации прямых и условных бюджетных обязательств государства, вызванных старением населения, увеличением объема государственных заимствований, сокращением доходов от природной ренты, и предлагают теоретические подходы к оценке межпоколенческих дисбалансов, результаты которой должны находить отражение в долгосрочной бюджетной политике государства.
Ключевые слова: выравнивание, межпоколенческое выравнивание, дисбалансы, межпоколенческая справедливость, межпоколенческие трансферты, пенсионное обеспечение.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Налоговая централизация в регионах России
М.А. Печенская-Полищук, заведующая Центром финансовых исследований, ведущий научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: marileen@bk.ru
Реализация тактических и стратегических задач развития России по различным направлениям в сложившихся условиях неопределенности и вызовов может и должна опираться на слаженность работы всех уровней управления федеративного государства. К одному из важнейших аспектов такой работы относится механизм вертикального распределения налогов, в ходе реализации которого устанавливается уровень налоговой централизации в стране. Построение механизма должно быть напрямую связано с тем, какой уровень централизации налогов наиболее оптимален с точки зрения одновременного сохранения региональных стимулов и решения общенациональных задач развития.
В статье обосновывается и апробируется подход к оценке вертикального распределения налогов, который позволяет определять оптимальный уровень налоговой централизации. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам.
Для определения оптимального для субъектов Федерации уровня налоговой централизации требуется многоэтапный подход, позволяющий провести типологизацию регионов, соизмерение встречных потоков «налоги – трансферты» по типам регионов и сравнительный анализ социально-экономического развития регионов разных типов.
В ходе апробации предложенного подхода на 85 субъектах РФ за 2006–2021 гг. определен наиболее оптимальный уровень налоговой централизации в интервале 30–40%. Выявлено, что при повышении или понижении значения данного уровня централизации отмечается замедление темпов роста бюджетных расходов, рост уровня дефицитности и долговой нагрузки.
Ключевые слова: налоговый потенциал, централизация и децентрализация налогов, вертикальное распределение налогов, трансферты, социально-экономическое развитие региона.

Налогообложение туризма: белорусский опыт
Е.Ф. Киреева, первый проректор Белорусского государственного экономического университета (г. Минск, Республика Беларусь), доктор экономических наук, профессор
E-mail: Kireeva-e@yandex.ru; Kireeva@bseu.by
Рассмотрена роль туризма в развитии мировой экономики. Исследованы особенности налогообложения туристической отрасли в зарубежных странах. Представлена обобщенная модель налогообложения туристического сектора. Проведен анализ туризма в Беларуси в до- и после ковидный период. Рассмотрены особенности налогообложения туризма в белорусской налоговой системе.
Ключевые слова:туризм, налоговый режим, модель налогообложения туризма, туристические налоги, особые режимы налогообложения для отдельных территорий.

Изменения в налогообложении доходов физических лиц при цифровизации труда
Л.Ш. Юлгушева, старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова, ведущий консультант департамента налоговых услуг ФБК Legal, кандидат экономических наук
E-mail: : lilia.yulgusheva@gmail.com
В статье анализируются изменения в налогообложении доходов физических лиц в России с 2024–2025 гг. в связи с цифровизацией труда, а также рассматривается вопрос о возможной глобализации таких процессов.
Ключевые слова: налогообложение доходов физических лиц, налоговый контроль, цифровизация труда, дистанционный труд, цифровые кочевники.

МНЕНИЯ

Трансграничные платежи: поиск новых идей и проектов
В.В. Иванов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: zlivv@mail.ru
Р.К. Нурмухаметов, доцент Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: RKNurmuhametov@fa.ru
В статье рассматриваются вопросы трансформации мировой финансовой системы и ее ключевого звена – трансграничных расчетов и платежей. Существующие механизмы расчетов и платежей часто являются медленными, дорогостоящими, потенциально рискованными и сложными, поскольку в них задействованы многочисленные посредники и инфраструктура финансового рынка. Анализируются несколько альтернативных корреспондентскому банкингу концепций трансграничных платежей: концепция, разработанная ВТБ «Глобальный юг», концепция, разработанная Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и проекты использования цифровых валют центральных банков в трансграничных операциях.
Ключевые слова: альтернативная платежная система, СВИФТ, стейблкоины, депозитарий, блокчейн, цифровые валюты центральных банков.

Трансформация финансиста: зачем нужно создавать цифровые продукты
Т.А. Скворцов, вице-президент – директор департамента финансов Сбербанка
E-mail: finance-journal@mail.ru
В статье рассказывается о разработках финансового блока Сбербанка, которые позволяют ему быть центром прибыли, полноценно вовлекаться в процессы цифровой трансформации и в итоге планомерно содействовать применению управления на основе данных в отраслях экономики и в стране в целом.
Ключевые слова: Сбербанк, финансовый блок, цифровые продукты, требования к финансистам.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

Ключевые органы государственного финансового контроля
М.Э. Кеворкова, аспирантка базовой кафедры бюджета и казначейства Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: lev-mk@mail.ru
В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования действующей системы государственного финансового контроля, проведен сравнительный анализ деятельности ключевых органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства, а также выработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности на основе международного опыта.
Сравнительный анализ подходов, используемых указанными органами, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования существующей системы государственного финансового контроля в части четкого разграничения полномочий между ними. Кроме того, по мнению автора, целесообразно рассмотреть вопрос о создании координирующего органа контроля, способного обеспечить институциональное единство.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы результаты контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственного финансового контроля.
В ходе исследования использовались методы сравнительного, логического и статистического анализа, и обобщения.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, Федеральное казначейство, Счетная палата Российской Федерации, сравнительный анализ, контрольная деятельность, стандарты государственного финансового контроля.

Content

TOPICAL

Moscow Financial Forum: directions for further development of the Russian Economy
E-mail: finance-journal@mail.ru
The review on the Moscow Financial Forum - 2023 (hereinafter referred to as the MFF) reflects the opinion of the leadership of the financial bloc of the country, as well as other Forum participants on topical issues of the budget, interbudgetary relations, the tax system, the exchange rate and other issues of economic development. Of great interest was the session dedicated to the 25th anniversary of the Budget Code of the Russian Federation. During the MFF, significant attention was paid to working with young people, training personnel. Participants of the MFF had the opportunity to get acquainted with the exhibits of the exhibition - author's jewelry, unique watches, to evaluate the skill of the cutters.
Keywords: budget, budget code, tax burden, inflation, sanctions pressure, import substitution, budget deficit, structural restructuring of the economy.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The concept of sustainable development and “green” budgeting: opportunities for its development in Russia
S.V. Zenchenko, doctor of economics, professor, director of Development and marketing department, professor of the Department of finance and credit, North Caucasus Federal university, Stavropol
E-mail: Zen_sveta@mail.ru
A.V. Savtsova, doctor of economics, associate professor, professor of the Department of finance and credit, North Caucasus Federal university, Stavropol
E-mail: levandanna@yandex.ru
Ya.Yu. Radyukova, Ph.D. in economics, associate professor, vice-rector for project-based education and additional education, Tambov state University. G.R. Derzhavin, Tambov
E-mail: radyukova68@mail.ru
Recently, great attention has been paid to environmental friendliness, environmental protection measures and the circular economy. The correct organization of finance, both corporate and public, in accordance with the objectives the economy of sustainable development has identified one of the priority areas of public management. One of the budget policy tools that are currently used in world practice, which allows solving environmental and climate problems, is "green" budgeting. This policy tool aims to make budget spending more environmentally sensitive and is a relatively new practice. France was the first country to use this practice at 2020.
The policy of forming a "green" budget is a long-term tool and requires radical budget reforms. "Greening" the Russian financial system is one of the most important areas of state policy until 2025. However, green budgeting in Russia is only in its infancy. The purpose of this study was to identify current trends in the formation of budgetary instruments for sustainable development, criteria and elements of the life cycle of the "green" budget, to formulate the barriers and limitations of active use in the Russian Federation.
Keywords: green finance, budget, climate, environment, ecology, budget expenditures, environmental fees.

Theoretical aspects of intergenerational fiscal alignment
E.A. Dombrovsky, senior lecturer at the Department of public finance of the Financial university under the Government of the Russian Federation, full state adviser of the Russian Federation, 3rd Class, candidate of economic aciences
E-mail: EADombrovskij@fa.ru
A.A. Baletskikh, graduate student of the Department of economics of innovative development, faculty of public administration, Lomonosov Moscow state university, adviser to the state civil service of the Russian Federation, 2nd class
E-mail: a.a.baletskikh@gmail.com
In the article, the authors examine the issue of intergenerational equity against the backdrop of increased risks of implementation of direct and contingent state liabilities, triggered by population aging, an increase in the volume of state borrowings, reduction in income from natural rent. Authors propose theoretical approaches to assess intergenerational imbalances, the results of which should be reflected in the state's long-term fiscal policy.
Keywords: alignment, intergenerational alignment, imbalances, intergenerational fairness, intergenerational transfers, pension provision.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Tax centralization in the regions of Russia
M.A. Pechenskaya-Polishchuk, head of the Center for financial research, leading researcher at the Vologda scientific center of the Russian academy of sciences, candidate of economic sciences, associate professor
E-mail: marileen@bk.ru
The implementation of tactical and strategic tasks of Russia's development in various directions in the current conditions of uncertainty and challenges can and should be based on the coherence of the work of all levels of management of the federal state. One of the most important aspects of such work is the mechanism of vertical distribution of taxes, during the implementation of which the level of tax centralization in the country is established. The construction of the mechanism should be directly related to what level of tax centralization is most optimal in terms of simultaneously maintaining regional incentives and solving national development problems. The article justifies and tests the approach to assessing the vertical distribution of taxes, which allows you to determine the optimal level of tax centralization. During the study, the author comes to the following conclusions.
To determine the optimal level of tax centralization for the subjects of the Federation, a multi-stage approach is required that allows for the typology of regions, commensurate counter flows "taxes - transfers" by type of regions and a comparative analysis of the socio-economic development of regions of different types.
In the course of testing the proposed approach at 85 constituent entities of the Russian Federation for 2006-2021, the most optimal level of tax centralization in the range of 30-40% was determined. It was revealed that with an increase or decrease in the value of this level of centralization, there is a slowdown in the growth rate of budget expenditures, an increase in the level of deficit and debt burden.
Keywords: tax potential, centralization and decentralization of taxes, vertical distribution of taxes, transfers, socio-economic development of the region.

Taxation of tourism: Belarusian experience
E.F. Kireeva, first vice-rector of the Belarusian state university of economics (Minsk, Republic of Belarus), doctor of economics, professor
E-mail: Kireeva-e@yandex.ru; Kireeva@bseu.by
The role of tourism in the development of the world economy was considered. The features of taxation of the tourism industry in foreign countries have been investigated. A generalized model of taxation of the tourism sector is presented. An analysis of tourism in Belarus in the pre- and post-covid period was carried out. The specifics of taxation of tourism in the Belarusian tax system were considered.
Keywords: tourism, tax regime, tourism taxation model, tourist taxes, special tax regimes for individual territories.

Changes in taxation of personal income during the digitalization of labor
L.Sh. Yulgusheva, snior lecturer, Department of state and municipal finance, Plekhanova PRUE, leading consultant, Department of tax services, FBK Legal, candidate of economic sciences
E-mail: lilia.yulgusheva@gmail.com
The article provides analysis of changes in individual taxation in Russia in 2024-2025 due to digitalization of labor, and the issue of possible globalization of such processes.
Keywords: inidividual taxation; tax control; digitalization of labor; remote work; digital nomads.

OPINIONS

Cross-border payments: search for new ideas and projects
V.V. Ivanov, doctor of economics, professor, St. Petersburg state University
E-mail: zlivv@mail.ru
R.K. Nurmukhametov, candidate of economics, associate professor, head of the Department of finance and accounting, Tula branch of the Financial university under the Government of the Russian Federation
E-mail: RKNurmuhametov@fa.ru
The article deals with the transformation of the global financial system and its key link – cross-border settlements and payments. Existing settlement and payment mechanisms are often slow, expensive, potentially risky and complex, as they involve numerous intermediaries and financial market infrastructure. Several cross-border payment concepts alternative to correspondent banking are analyzed: the concept developed by VTB Global South, the concept developed by the Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting, and projects for the use of digital currencies by central banks in cross-border transactions.
Keywords: alternative payment system, SWIFT, stablecoins, depository, blockchain, digital currencies of central banks.

Financier transformation: why you need to create digital products
T.A. Skvortsov, vice president - director of the Finance department of Sberbank
E-mail: finance-journal@mail.ru
The article tells about the developments of the financial unit of Sberbank, which allow it to be a profit center, fully involved in the processes of digital transformation and, as a result, systematically promote the use of data-based management in the sectors of the economy and in the country as a whole.
Keywords: Sberbank, financial unit, digital products, requirements for financiers.

SCIENTIFIC RESEARCH OF POSTGRADUATE STUDENTS AND POSTDRADUATE DEGREE SEEKERS

Key bodies of state financial control
M.E. Kevorkova, postgraduate student at the Base Chair of budget and treasury, Plekhanov Russian University of Economics
E-mail: lev-mk@mail.ru
The article discusses topical issues of the functioning of the current system of state financial control, conducts a comparative analysis of the activities of key bodies of external and internal state financial control: the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury, and develops recommendations for improving their activities based on international experience.
A comparative analysis of the approaches used by these bodies allows us to conclude that it is necessary to improve the existing system of state financial control in terms of a clear delineation of powers between them. In addition, in our opinion, it is advisable to consider the issue of creating a coordinating control body capable of ensuring institutional unity.
As an empirical basis for the study, the results of control measures of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury, as well as regulatory legal acts of the Russian Federation regulating issues of state financial control, were used. In the course of the study, methods of comparative, logical and statistical analysis, and generalization were used.
Keywords: state financial control, Federal Treasury, Accounts Chamber of the Russian Federation, comparative analysis, control activities, standards of state financial control.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»