archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

10-2020
Содержание


АКТУАЛЬНО

Бюджетная политика Оренбургской области в современных условиях
E-mail: finance-journal@mail.ru
В интервью редакции журнала министр финансов Оренбургской области Т.Г. Мошкова рассказала о приоритетных направлениях бюджетной политики области в настоящее время, о мерах, предпринимаемых Правительством Оренбургской области в условиях распространения коронавирусной инфекции, об оценке качества управления муниципальными финансами и др.

Ключевые слова: Оренбургская область, бюджетная политика, бюджет, национальные проекты, государственный долг, муниципальные финансы.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Бюджетные риски, связанные с условными обязательствами
А.А. Кузин, заместитель начальника отдела макроэкономического прогнозирования Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
E-mail: finance-journal@mail.ru
При управлении бюджетным процессом необходимо учитывать неопределенность бюджета. Процесс планирования и исполнения бюджета должен учитывать риски, которые связаны с прямыми и условными обязательствами. Бюджетные правила вводят механизм ограничения бюджетных расходов, что снижает риски для прямых обязательств государств. Однако проблема условных обязательств остается нерешенной, что делает условные обязательства одним из наиболее значительных источников бюджетного риска. Отказ от измерения и учета таких рисков во многих странах привел к значительному увеличению государственного долга. Таким образом, к настоящему времени сформировался запрос о необходимости подробного изучения условных обязательств.

Ключевые слова: условные обязательства, прямые обязательства, бюджетные риски, источники реализации условных обязательств.

Эффективное управление инвестициями как путь совершенствования программно-целевого бюджетирования в России
А.И. Мастеров, ведущий научный сотрудник Центра финансовой политики Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: andrey-masterov@yandex.ru
Предметом исследования являются вопросы практической реализации подходов программно-целевого бюджетирования в России, управление инвестиционными проектами, реализуемыми в рамках программного подхода за счет финансирования, выделяемого на реализацию соответствующих государственных программ и связанных с ними инвестиционных проектов. Цели работы – анализ проблем в части управления инвестиционными проектами, препятствующих эффективной практической реализации подходов программно-целевого бюджетирования в России, определение путей их решения с использованием подходов управленческого учета и анализа.
С использованием методов системного и факторного анализа показаны существующие проблемы, связанные с практической реализацией программно-целевого подхода в российской бюджетной практике.
В результате исследования выявлены проблемы, связанные с управлением инвестиционными проектами, препятствующие эффективной реализации инвестиционных проектов и государственных программ, в рамках которых осуществляется финансирование соответствующих проектов. Предложены пути решения, направленные на повышение эффективности практической реализации программных подходов в российском бюджетном процессе и предполагающие использование подходов управленческого учета и анализа. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программно-целевого бюджетирования в России.
Сделан вывод, что одной из основных причин, препятствующих эффективному практическому применению подходов программно-целевого бюджетирования в российской практике, является отсутствие единой методологии обоснования управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов. Существуют серьезные проблемы, связанные с качеством управления инвестиционными проектами, что негативно отражается на их результатах и результатах программно-целевого бюджетирования. Предложено разработать новые и доработать существующие методические рекомендации по управлению инвестиционными проектами с использованием методологических подходов управленческого учета и анализа.
Ключевые слова: программно-целевое бюджетирование, государственная программа, инвестиционные проекты, методология, программная оценка.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Проект молодежного инициативного бюджетирования «Атмосфера»: создавай свою среду!
Д.В. Котов, научный консультант АНО «Лаборатория организации научных исследований», доктор экономических наук, профессор
E-mail: kotov.d@loni.pro
Н.Ш. Розе, консультант проектной практики АНО «Лаборатория организации научных исследований»
E-mail: roze.n@loni.pro
Э.Р. Алексеева, консультант проектной практики АНО «Лаборатория организации научных исследований»
E-mail: alekseeva.e@loni.pro
Многочисленные вопросы и обращения по поводу разъяснения сути проекта молодежного инициативного бюджетирования «Атмосфера», просьбы раскрыть механизмы его «принципа действия» привели к необходимости подготовить и опубликовать данную статью. «Атмосфера» – проект, который первоначально направлен на обеспечение эффективности расходов региональных бюджетов, очевидно, интересен и специалистам по управлению финансами регионов, и практикам по работе с молодежью, и ученым, так как эффекты его разнообразны и многогранны. Авторы «Атмосферы» в краткой форме изложили основные идеи, подходы и решения, которые вместе и составляют проект. В статье рассмотрены исторические корни и основания инициирования проекта, а в некоторых случаях и недостаточно результативная практика инициативного бюджетирования, т.е. все то, что заставило начать разработку нового молодежного проекта. Показаны концептуальные основы проекта, отношение к старшим, сверстникам, а как следствие, и эффекты, ожидаемые изменения для молодежи и самой молодежи. Большое внимание уделено проектированию проектов инициативного бюджетирования для поколения Z. Показано, какие решения приняты по брендированию проекта, поиску места проекта в бурном современном информационном потоке. Наконец, в статье рассказывается о том, как проходило пилотное внедрение проекта «Атмосфера» в Удмуртской Республике в условиях, когда действовали ограничения очного общения в связи с пандемией весной и летом 2020 г.
Ключевые слова: эффективность расходов, бюджет, инициативное бюджетирование, партиципаторное бюджетирование, молодежь, практика для молодежи, атмосфера, кейс-турнир, обучение, вовлеченность, проектирование, цифровой проект, поколение Z, соучаствующее проектирование.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Роль Казначейства России в реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов
Л.Р. Ковтун, доцент кафедры финансов и финансовых институтов Байкальского государственного университета, кандидат экономических наук
E-mail: lira-tim@yandex.ru
В современных условиях в сфере государственного управления происходят процессы трансформации, связанные со смещением акцента с «целевого» на «эффективное» использование бюджетных средств. В статье обозначены три блока мероприятий, которые претворяются за последнее десятилетие в практику управления общественными финансами, разработанные с целью решения задачи «повышения эффективности расходов бюджета». Автор, рассматривая деятельность Казначейства России в двух аспектах (получателя бюджетных средств и финансового института – оператора казначейской системы исполнения бюджета) с позиции участия в мероприятиях, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, приходит к выводу, что, следуя современным вызовам бюджетной системе в целом и Казначейству России в частности, данное ведомство активно включено в процессы реформирования. Так, например, современный заключительный этап трансформации одного из важнейших инструментов казначейской системы исполнения бюджета – Единого казначейского счета предусмотрен как одно из мероприятий Концепции Правительства Российской Федерации повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах в разделе «Эффективные процедуры планирования и современные технологии исполнения бюджета».
Ключевые слова: Казначейство России, повышение эффективности расходов бюджета, Единый казначейский счет.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Налоговая нагрузка на труд и физических лиц и их роль в формировании налоговой политики государства
Ю.Д. Шмелев, Государственный университет управления», г. Москва, доктор экономических наук
Е-mail: innm@list.ru
Проанализированы показатели налоговой нагрузки на важнейшие элементы ВВП (оплата труда, валовая прибыль в экономике (капитал), фактическое потребление), а также на физических лиц. Выявлены тенденции их изменения, роль в формировании налоговой базы в РФ и странах Еврозоны. При реализации налоговой политики в РФ основной упор делается на налогообложение труда и физических лиц. При этом уровень налогового бремени на труд в России ниже среднего уровня налогового бремени в странах Еврозоны. И это при существенно меньших доходах населения в РФ. В налогах на физических лиц превалируют косвенные налоги и расходы на коммунальные платежи. Выявлена общая тенденция роста налоговой нагрузки на труд и население в 2015-2019 гг. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня справедливости налоговой политики, реализуемой в РФ в последние годы.
Ключевые слова: Налоговая нагрузка на элементы ВВП и физических лиц, тенденции изменений, налоговая политика, косвенные налоги, несправедливость налоговой системы, международные сопоставления.

СТРАХОВАНИЕ

Экосистема страхования: где проходят ее границы
М.Н. Степанова, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет (г. Иркутск), кандидат экономических наук
E-mail: emarina77@list.ru
В статье говорится о формировании экосистем, описаны признаки, отличающие экосистему от иных форм взаимодействия субъектов рынка, раскрыты особенности их финансового механизма. Делается вывод, что в условиях, когда потребителю интереснее комплексная финансовая услуга, чем отдельная услуга по страхованию, а на рынке есть соответствующие предложения, страховщики должны быть готовы стать если не самостоятельной, то частью одной из сложившихся экосистем.
Ключевые слова: страховая экосистема, практическая значимость, теоретическая разработка, финансовые услуги, партнерство, субъекты рынка.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Финансовые инновации и технологии как фактор конкурентоспособности России
Г.И. Хотинская, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: hotinskaya@bk.ru
Повышение конкурентоспособности России – безусловный стратегический приоритет, значимый для позиционирования страны на глобальном рынке. Анализ страновой конкурентоспособности позволяет определить проблемные зоны и, соответственно, точки роста. В данном исследовании в фокусе внимания – финансовые инновации с декомпозицией на факторы, их определяющие. Цель – выявление страновых драйверов и барьеров в финансовых инновациях в частности и конкурентоспособности российской экономики в целом.
Исследование выполнено в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках общеуниверситетской комплексной научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: финансовые инновации, финансовые технологии (FinTech), конкурентоспособность, драйверы, стоп-факторы.

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Опыт стран ОЭСР по проведению оценки результативности мер бюджетной политики и перспективы для России
О.В. Зубарева, консультант Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации
E-mail: finance-journal@mail.ru
Оценка результативности мер бюджетной политики является не только способом определения степени эффективности государственных мер, но и механизмом повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса. Целью настоящего исследования является рассмотрение перспектив для внедрения оценки результативности мер бюджетной политики в России с учетом положительного опыта стран ОЭСР в данной области. В странах ОЭСР существуют различные формы проведения оценки результативности мер бюджетной политики. В настоящей статье рассмотрены следующие практики: оценка влияния мер бюджетной политики на домохозяйства с разными уровнями доходов, на общее неравенство доходов, на бедность и социальное неблагополучие, региональное распределение бюджетных расходов и т.д. В результате рассмотрены различные варианты внедрения оценки в России, в том числе в рамках действующей оценки регулирующего воздействия.
Ключевые слова: бюджетная политика, государственные финансы, повышение эффективности государственной политики.

ИНФОРМАЦИЯ

Выплатная часть страхового дела: новации на потоке
Э.С. Гребенщиков, кандидат исторических наук
Е-mail: finvestnik@mail.ru
Аналитический обзор итогов конференции на тему «Урегулирование убытков в страховании», состоявшейся в режиме оффлайн в конце сентября 2020 г. Выплата возмещений страховщиками во всем мире часто сопровождается судебными спорами вокруг размера компенсации, С введением ОСАГО в страховые отношения было вовлечено около 40 млн автомобилистов. В последнее время многие вопросы (особенно тарифные) урегулированы в этой сфере и на обозреваемом форуме она фигурировала не в качестве источника недовольства и финансовых пертурбаций, а полигона для внедрения новейших цифровых новаций, сфера insurtech. Докладчики осветили целый ряд «полезных новшеств» такого рода. В целом в России создана многоярусная система защиты интересов потребителей страховых услуг, в которую входят (помимо самого регулятора) и институт финансового омбудсмена, и судебная система, и адвокатура. Представитель Минфина России привлекла внимание страховщиков к новым правилам возмещения государством ущерба жилым помещениям в случае ЧС, изложенным в принятом в конце 2019 г. постановлении Правительства РФ №1327.
Ключевые слова: урегулирование убытков, ускоренные выплаты, автоматизация, права потребителей, финансовый уполномоченный, страхование жилья, ЧС, телематика.

Content

TOPICAL

Budgetary policy of the Orenburg region in the modern conditions
E-iail: Finance-journal@mail.ru
In the interview with the editorial staff of the magazine, Minister of finance of the Orenburg Region T.G. Moshkova spoke about the priority areas of the budgetary policy of the region at the present time, about measures taken by the Government of the Orenburg region in the context of the spread of coronavirus infection, about the assessment of the quality of municipal finance management and other important issues.
Keywords: Orenburg region, budgetary policy, budget, national projects, public debt, municipal finance.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Fiscal risks associated with contingent liabilities
А.А. Kuzin, deputy head of Macroeconomic forecasting, Department of budget policy and strategic planning, the Ministry of finance of Russia, the RF state civil service adviser of 1st. class
E-mail: finance-journal@mail.ru
When managing the budget process, budget uncertainty should be considered. The process of planning and budget execution is associated with risk, which include direct and contingent liabilities. Budget rules introduce a mechanism for limiting budget expenditures, which reduces the risks for direct obligations of the governments. However, the problem of contingent liabilities remains unresolved, which makes contingent liabilities one of the most significant sources of budget risk. Failure in measurement and accounting of such risks has led to a significant increase in public debt in many countries. Thus, to date, a detailed study of contingent liabilities is requested.
Keywords: reserve funds of the constituent entities of the Russian Federation, reserve funds of the executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation, the National welfare fund, anti-crisis measures.

Effective investment management as a way to improve program-targeting budgeting in Russia
A.I. Masterov, leading researcher at the Center for financial policy, Department of public finance, Financial university under the Government of the Russian Federation
E-mail: andrey-masterov@yandex.ru
The conclusion of the article is that one of the main reasons preventing the effective practical application of Program-Targeting Budgeting in Russia is the lack of a unified methodology for management decisions during the implementation of investment projects. There are serious problems related to the quality of investment project management, which negatively affects their results and the results of performance budgeting. It is proposed to develop new and refine existing methodological recommendations for managing investment projects using management accounting and analysis.
Keywords: performance budgeting, state program, investment projects, methodology, program valuation.

REGIONAL FINANCE

Youth proactive budgeting project «Atmosphera»: create your own environment!
D.V. Kotov, scientific consultant of the INPO «Laboratory for the organization of Scientific Research», doctor of economics, full professor
E-mail: kotov.d@loni.pro
N.Sh. Rose, consultant of design practice, INPO Laboratory
E-mail: roze.n@loni.pro
E.R. Alekseeva, consultant of design practice, ANO Laboratory
E-mail: alekseeva.e@loni.pro
«Atmosphere» is a project aimed to provide the cost-efficiency of regional budgets involving financial managers, youth workers, scientists. Authors have presented in short the main concepts, methods, and solutions that altogether form a project. They describe historical aspects of the project, its fundamental causes, and malpractices of proactive budgeting. The paper shows the conceptual basis of the project, attitude towards senior and same-age peers, and, consequently, the effects and expected changes for young adults. Much attention is given to the design of proactive budgeting projects aimed at generation Z. The article reviews implementation of the Atmosphere pilot project in the Udmurtia Republic amidst 2020 pandemic constrictions.
Keywords: cost-efficiency, budget, proactive budgeting, participatory budgeting, young adults, youth practices, Аtmospherа, case tournament, education, commitment, design practices, digital project, generation Z, democratic design.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Role of the Russian Treasury in the implementation of concept of increasing efficiency of budget expenditures
L.R. Kovtun, associate professor at the department of finance and financial institutions, Baikal state university, candidate of economic sciences
E-mail: lira-tim@yandex.ru
The article is about transformation in the field of public administration and the shift in emphasis from «targeted» to «effective» use of budget funds. The authors identifies three blocks of measures that have been converted over the past decade into the practice of public finance management designed to solve the problem of increasing the efficiency of budget expenditures. The author writes about response to modern challenges to the budgetary system as a whole and to the Russian Treasury in particular. Оne of the most important instruments of the treasury system of budget execution is the Single Treasury Account. Number of measures are envisaged by the Concept of the Government of the Russian Federation for increasing the efficiency of budget expenditures in 2019-2024 (section «Effective planning procedures and modern technologies for budget execution)».
Keywords: Treasury of Russia, increasing the efficiency of budget expenditures, Single Treasury Account.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Tax burden on labor and individuals and their role in shaping the tax policy of the state
You’d. Shmelev, State university of management, Moscow, doctor of economic sciences
E-mail: innm@list.ru
One finds in the article the indicators of the tax burden on the most important elements of GDP (wages, gross profit in the economy (capital), actual consumption), as well as on individuals. The author reveals trends of their change, their input into the formation of the tax base in the Russian Federation and the Eurozone countries. The main emphasis in implementation of tax policy in the Russian Federation is on the taxation of labor and individuals. At the same time, the level of the tax burden on labor in Russia is below the average level of the tax burden in the Eurozone countries. At the same time the article notes a significantly lower income of the population in the Russian Federation. In taxes on individuals indirect taxes and utility bills prevail. The general trend of growth of the tax burden on labor and population in 2015-2019 is evident. As a result we have to indicate a decrease in the level of fairness of the tax policy implemented in the Russian Federation in recent years.
Keywords: tax burden, elements of GDP, taxes for individuals, trends and changes, tax policy, indirect taxes, inequity of the tax system, international comparisons.

INSURANCE

The insurance ecosystem: where its boundaries lie
M.N. Stepanova, associate professor at the Department of finance and financial institutions, Baikal state university (Irkutsk), candidate of economic sciences
E-mail: emarina77@list.ru
The article sheds light on the issue of formation of ecosystems, describes the features that distinguish the ecosystem from other forms of interaction between market entities, and reveals the features of their financial mechanism. The author states that at present the consumer is more interested in complex financial services and less – in separate insurance services, and the market offers the desired product. As to the insurers they should be ready to become a part of one of the existing ecosystems, and not necessarily an independent one.
Keywords: insurance ecosystem, practical significance, theoretical development, financial services, partnership, market actors.

FINANCIAL MARKET

Financial innovations as a factor of Russia's competitiveness
G.I. Kolinsky, doctor of economic sciences, professor at the Financial under the Government of the Russian Federation university
E-mail: hotinskaya@bk.ru
Improving Russia's competitiveness is an unconditional strategic priority of Russia striving to strengthen it’s position on the global market. The analysis of country competitiveness allows us to identify problem areas and, accordingly, growth points. This study focuses on financial innovations with a decomposition into the factors that determine them. The goal is to identify country drivers and barriers to financial innovation in particular and the competitiveness of the Russian economy as a whole.
The research was carried out at the Financial university.
Keywords: financial innovation, financial technology (FinTech), competitiveness, drivers, stop-factors.

FOREIGN FINANCE

Experience of OECD countries in assessing the effectiveness of fiscal policies and prospects for Russia
O.V. Zubarev, consultant at the Department of budget methodology and public sector financial reporting of the Ministry of finance of the Russian Federation
E-mail: finance-journal@mail.ru
Budget impact assessment is not only a way to determine the effectiveness of government measures, but also a mechanism for increasing the openness and transparency of the budget process. The purpose of this article is to consider the prospects for introducing budget impact assessment in Russia, taking into account the positive experience of the OECD countries in this area. There are various forms of assessing the effectiveness of fiscal policies in the OECD countries. This article examines the following practices: assessing the impact of fiscal policy measures on households with different income levels, on overall income inequality, on poverty and social deprivation, regional distribution of budget costs, etc. Various options for implementing the budget impact assessment in Russia are considered, including the option when the assessment is prompted by regulatory impact assessment.
Keywords: budget policy, public finance, increasing the efficiency of public policy.

INFORMATION

Claims settlement as a part of insurance business: mass-scale innovations underway
Dr Eduard S. Grebenshchikov
E-mail: finvestnik@mail.ru
An analytical review of the results of the conference on the topic «Claims and pays» that was held offline at the end of September 2020. Indemnity payments by insurers around the world are often associated with litigation on the fair amount of compensation. With the introduction of MTPL, about 40 million motorists were involved in insurance relations, including payouts and damage assessment. Recently, a number of issues (especially more flexible tariffs) have been resolved in this area. At the forum the latter appeared not as a source of discontent and financial losses, but as a testing ground for the introduction of the latest digital innovations, the insurtech sphere. The speakers highlighted a dew of useful innovations of this kind. In general, Russia has created a multi-tiered system for protecting the interests of insurance services consumers, which includes (in addition to the regulator itself) the institution of the financial ombudsman, the courts and lawyers. The self-regulatory organisations of insurers should also take greater care about the quality of services provided by member companies. The representative of the Ministry of finance of Russia drew the attention of insurers to the new rules for the state reimbursement for a damage to residential premises in case of event of an emergency, set out in the Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1327 adopted at the end of 2019.
Keywords: claims settlement, accelerated payments, automation, consumer rights, financial commissioner, home insurance, emergency situations, telematics.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»