Содержание
Финансы и бюджет: проблемы и решения
E-mail: finance-journal@mail.ru
Министр финансов Республики Марий Эл
А.А. Торощин в интервью журналу рассказал о том, как в год 100-летия его ведомства решаются в республике задачи по сбалансированности бюджета в период продолжающейся пандемии, на какие приоритетные направления направляются средства при реализации индивидуальной программы социально-экономического развития региона, как строятся в республике межбюджетные отношения с муниципальными образованиями, а также ответил на другие вопросы редакции журнала.
Ключевые слова: пандемия, бюджетная политика, сбалансированность бюджета, межбюджетные отношения, стимулирование развития бизнеса, налоговые льготы.
М.П. Афанасьев, профессор Департамента политики и управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации
E-mail: mstafan@gmail.com
А.А. Беленчук, экономист, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
E-mail: finance-journal@mail.ru
Н.Н. Шаш, профессор кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор
E-mail: SHash.NN@rea.ru
Кризис, спровоцированный пандемией COVID-19, потребовал от государственных институтов провести не только серьезную реструктуризацию бюджетных расходов, но и скорректировать традиционные методы бюджетного управления. Для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, направляемых на реализацию государственных программ в рамках достижения национальных целей развития Правительством РФ 27 мая 2021 г. утверждена новая система управления государственными программами. О ее особенностях, преимуществах и проблемных вопросах, снижающих эффективность государственных программ РФ, а также направлениях повышения действенности института государственных программ идет речь в данной статье.
Ключевые слова: государственные программы, система управления государственными программами, реформирование системы управления государственными программами, результативность бюджетных расходов.
И.Я. Лукасевич, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
E-mail: iylukasevich@fa.ru
В статье рассмотрен подход к оценке и прогнозированию риска снижения/недополучения доходов федерального бюджета на основе модели VaR, базирующийся на методах теории вероятностей и математической статистики.
На основе эмпирических данных о ежемесячных доходах бюджета за период с 12.2006 г. по 12.2020 г. предложена модель оценки риска снижения доходов бюджета с заданным уровнем достоверности. Проведено тестирование предложенной модели на реальных и прогнозных данных о доходах бюджета за 1-й квартал 2021 г., сформулированы методические рекомендации по ее практическому применению.
Ключевые слова: доходы федерального бюджета, бюджетный риск, модель VaR, прогнозирование, теория вероятностей, математическая статистика.
А.А. Кузин, начальник отдела анализа рисков макроэкономической и финансовой стабильности Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: finance-journal@mail.ru
Вероятность реализации (наступления) условных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (условных бюджетных обязательств) является одним из главных вызовов для устойчивости (в том числе долгосрочной) бюджетной системы Российской Федерации в части бюджетных расходов.
Мировая практика показывает, что отказ от управления и оценки условных бюджетных обязательств приводит к стремительному росту бюджетных расходов в случае наступления неблагоприятных событий, а также к существенному увеличению уровня государственного долга.
Вопрос оценки условных бюджетных обязательств актуален также и в сфере государственно-частного партнерства, широкое применение которого в настоящее время обусловлено необходимостью привлечения средств частных инвесторов на реализацию проектов, обеспечивающих положительный вклад в показатели социально-экономического развития государства при достаточно ограниченных возможностях государственного бюджета в решении таких вопросов.
В статье автором рассмотрены условные бюджетные обязательства, их выявление и управление ими на примере проектов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: условные бюджетные обязательства, государственно-частное партнерство, соглашения о государственно-частном партнерстве, концессионные соглашения, бюджетная система Российской Федерации.
Налоги: теория и практика
В.Г. Пансков, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник налоговой службы I ранга, профессор-исследователь Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук
E-mail: 5868116@mail.ru
Описываемый в статье процесс можно было бы назвать совершенствованием, но по сути дела в российской экономике с 1991 г. продолжается и никак не может завершиться налоговая реформа. Автор называет причину: проведению налоговой реформы должно предшествовать четкое определение конкретных целей и сроков ее осуществления, направлений и последовательности конкретных преобразований в национальной налоговой системе. В.Г. Пансков пишет о необходимости сделать НК РФ документом, охватывающим весь комплекс взаимоотношений государства и налогоплательщиков, превратив его в реальную налоговую конституцию страны. В статье предлагаются шаги, которые могли бы быть направлены на установление оптимального уровня налоговой нагрузки как на предпринимательскую деятельность, так и на население.
Ключевые слова: Налоговый кодекс, этапы налоговой реформы, налоговая нагрузка, налоговые льготы, неналоговые платежи, доля в ВВП, налоговый маневр, Счетная палата.
С.В. Разгулин, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
E-mail: Minfin633@rambler.ru
Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли. Еще одним отличием коммерческих организаций от некоммерческих выступает распределение между участниками (акционерами) полученной прибыли. Формой такого распределения служит выплата дивидендов. Статья посвящена произошедшим изменениям в налогообложении дивидендов, а также некоторым неурегулированным вопросам исчисления налогов при выплате дивидендов.
Ключевые слова: дивиденды, отнесение выплат к дивидендам, прибыль акционеров, налогообложение, неурегулированные вопросы, промежуточные дивиденды.
Страхование
К.Е. Турбина, профессор кафедры управления рисками и страхования МГИМО (У) МИД России, доктор экономических наук
E-mail: ctourbi@yandex.ru
В статье анализируются особенности операционных рисков, их место в классификации рисков страховщика, возможности оценивания и проблемы управления. Проводятся сравнения с практикой управления операционными рисками других финансовых институтов в соответствии с рекомендациями Базель II, с нормами зарубежного законодательства в области страхования (директива ЕС Solvency II, 2009).
Ключевые слова: страховщик, страхование, операционные риски, достаточность капитала, методы оценки, директива ЕС Solvency II, 2009, Базель II.
Мнения
Т.Р. Тимкин, начальник отдела внутреннего финансового аудита Гохрана России, кандидат экономических наук
E-mail: TRTimkin@fa.ru
Применяемые в настоящее время методики оценки качества финансового менеджмента организаций бюджетной сферы значительно различаются между собой. В статье рассмотрены вопросы установления целевых значений и обеспечения сопоставимости оценок в разрезе этапов проведения оценки качества финансового менеджмента. Выводы автора могут служить практическими рекомендациями при разработке порядков проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с п. 6 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: управление финансами, мониторинг, анализ, оценка, качество финансового менеджмента, целевое значение, сопоставимость показателей.
Финансы социальной сферы
А.П. Архипов, профессор кафедры управления рисками и страхования, МГИМО (У) МИД России, профессор кафедры финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор
E-mail: Arkhipov.AP@rea.ru
В статье рассмотрены основные проблемы обязательного пенсионного страхования, играющего важную роль в управлении социальными рисками. Среди проблем выделены политические, организационные и счетные. На основе анализа статистических данных обязательного пенсионного страхования и модельных расчетов выявлены значительные расхождения величин полного и облагаемого страховыми взносами фонда оплаты труда, неточности его прогнозирования в целях планирования бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и показано, что при едином тарифе (без ограничений базы и льгот) можно значительно сократить дефицит взносов. В результате установлено, что будущее обязательного пенсионного страхования в России будет зависеть от успеха решения его основной проблемы – выбора оптимальной государственной тарифно-бюджетной политики, учитывающей интересы всех участников пенсионной системы. Рассмотрена проводимая с 2021 г. модернизации ПФР, в результате которой возможна замена пенсионного страхования социальным обеспечением пенсионеров.
Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, единый страховой тариф, пенсионная реформа.
Content
FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS
E-mail: finance-journal@mail.ru
Minister of Finance of the Republic of Mari El A.A. Toroschin in the interview with the magazine spoke about how in the year of the 100th anniversary of his department the tasks of balancing the budget during the ongoing pandemic are being solved in the republic, what priority areas are designated for funds allocated for implementing the individual program of socio-economic development of the region, how inter-budgetary relations with municipalities work, and also answered other questions from the editorial board of the magazine.
Keywords: pandemic, budgetary policy, budget balance, inter-budgetary relations, business development stimulation, tax incentives.
M.P. Afanasyev, professor at the Department of politics and governance, National research university, Higher School of Economics, chief researcher at the Institute of economic forecasting of the Russian academy of sciences, doctor of economics, full professor, honored economist of the Russian Federation
E-mail: mstafan@gmail.com
A.A. Belenchuk, economist, active state councilor of the Russian Federation of class 3
E-mail: finance-journal@mail.ru
N.N. Shash, professor at the Department of financial management of the Plekhanov Russian university of economics, doctor of economics, full professor
E-mail: SHash.NN@rea.ru
The crisis triggered by the COVID-19 pandemic required government institutions to undertake not only a serious restructuring of budget spending, but also to adjust traditional methods of budget management. To improve the efficiency of the use of budgetary resources allocated for the implementation of state programs within the framework of achieving national development goals, the Government of the Russian Federation on May 27, 2021 approved a new system for managing state programs. Its features, advantages and problematic issues that reduce the effectiveness of state programs of the Russian Federation, as well as directions for increasing the effectiveness of the institution of state programs are discussed in this article.
Keywords: government programs, government programs management system, reforming government programs management system, efficiency of budget expenditures.
I.I. Lukasevich, professor at the Department of сorporate finance and corporate governance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, doctor of economics, full professor
E-mail: iylukasevich@fa.ru
The article considers an approach to assessing and predicting the risk of reduction/loss of federal budget revenues using the VaR model, based on the methods of probability theory and mathematical statistics. Using the empirical data on monthly budget revenues for the period from 12.2006 to 12.2020, a model for assessing the risk of a decrease in budget revenues with a given level of reliability is proposed. The proposed model was tested on real and forecast data on budget revenues for the 1st quarter of 2021, methodological recommendations for its practical application formulated.
Keywords: federal budget revenues, budgetary risk, VaR model, forecasting, probability theory, mathematical statistics.
A.A. Kuzin, head of the macroeconomic and stability risk analysis division of the Department of budgetary policy and strategic planning of the Ministry of Finance of Russia, advisor of the state civil service of the Russian Federation of 1st class, postgraduate student at the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: finance-journal@mail.ru
The probability of implementation (occurrence) of contingent liabilities of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation (contingent budgetary liabilities) is one of the main challenges for the stability of the budgetary system of the Russian Federation in terms of budget expenditures.
World practice shows that the refusal to manage and assess contingent budgetary liabilities leads to a rapid increase in budget expenditures in the event of adverse events, as well as to a significant increase in the level of public debt.
In the article, the author examines contingent budgetary liabilities, their identification and management through the prism of public-private partnership projects.
Keywords: contingent budgetary commitments, public-private partnership, agreements on public-private partnerships, concession agreements, budgetary system of the Russian Federation.
TAXES: THEORY AND PRACTICE
V.G. Panskov, full professor, honored economist of the Russian Federation, councillor of the Tax service of the Russian Federation of 1st class, research professor at the Financial university under the Government of the Russian Federation, doctor of economics
E-mail: 5868116@mail.ru
The process described in the article could be called «improvement», but actually, in the Russian economy since 1991 the tax reform still goes on with no end in sight. The author names the reason: the tax reform should be preceded by a clear definition of it’s specific goals and timing of its implementation, directions and sequence of specific transformations in the national tax system. V.G. Panskov writes about the need to make the Tax Code of the Russian Federation a document covering the entire range of relations between the state and taxpayers, turning it into a real tax constitution of the country. The article proposes steps aimed at establishing the optimal level of tax burden on both business and the population.
Keywords: Tax Code, stages of tax reform, tax burden, tax incentives, non-tax payments, share in GDP, tax maneuver, Accounts Chamber.
S.V. Razgulin, actual state councilor of the Russian Federation of 1st class
E-mail: Minfin633@rambler.ru
The main purpose of the activities of commercial organizations is to make a profit. Another difference between commercial organizations and non-commercial ones is the distribution of the received profit among the participants (shareholders). The form of this distribution is the payment of dividends. The article is devoted to the changes that have occurred in Russia in the taxation of dividends, as well as to some unresolved issues of calculating taxes when paying dividends.
Keywords: dividends, classification of payments as dividends, profit for shareholders, taxation, outstanding issues, interim dividends.
INSURANCE
C.E. Tourbina, professor at the Risk management and insurance department, Moscow state institute of international affaires (MGIMO) MFA Russia
The author analyses operational risks of insurance companies, describes their system, how to identify, measure and manage them. The article contains some comparisons with management of operational risks in the other financial institutions based on the Basel regulation and EU Solvency II directive recommendations.
Keywords: insurer, insurance, operational risks, risk-based-capital, assessment methods, EC Directive Solvency II; Basel II.
OPINIONS
T.R. Timkin, head of the Internal financial audit department of the Gokhran of Russia, candidate of economic sciences
E-mail: TRTimkin@fa.ru
Currently methods for assessing the quality of financial management of public sector organizations differ significantly. The article deals with the issues of setting target values and ensuring the comparability of estimates in the context of the stages of assessing the quality of financial management. The author's conclusions can serve as practical recommendations in the development of procedures for monitoring the quality of financial management in accordance with paragraph 6 of Article 160.2-1 of the Budget Code of the Russian Federation.
Keywords: financial management, monitoring, analysis, evaluation, quality of financial management, target value, comparability of indicators.
SOCIAL FINANCE
A.P. Arkhipov, professor of the Department of risk management and insurance, MGIMO (University), professor of the Department of financial markets, Plekhanov university, doctor of economics, full professor
E-mail: Arkhipov.AP@rea.ru
The main problems of compulsory pension insurance, which plays an important role in the management of social risks, are considered. Among the problems identified are political, organizational and accounting ones. Based on the analysis of statistical data of compulsory pension insurance and model calculations, significant discrepancies in the values of the full and taxable wage fund, inaccuracies in its forecasting for the purposes of planning the budget of the Pension Fund of Russia (PFR) revealed. The author argues that with a single tariff (without restrictions on the base and benefits), it is possible to significantly reduce the deficit of contributions. As a result, it is established that the future of compulsory pension insurance in Russia will depend on the success of solving its main problem – the choice of an optimal state tariff and budget policy that takes into account the interests of all participants of the pension system. The article considers the modernization of the PFR carried out since 2021, making it possible, in the author’s view, to replace pension insurance with social security for pensioners.
Keywords: mandatory pension insurance, unified insurance rate, pension reform.