archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№7-2024
Содержание


АКТУАЛЬНО

Налоговая реформа – 2024
E-mail: finance-journal@mail.ru
В номере представлен краткий обзор изменений, вносимых в отечественную налоговую систему Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Изменения, в основы которых положена справедливость, коснулись ряда налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц. Введена пятиступенчатая прогрессивная шкала, максимальная ставка по которой составляет 22% (это касается части доходов, превышающей 50 млн руб.). При этом сохранена двухступенчатая прогрессия (13% – если доход до 5 млн руб. и 15% – если доход от 5 млн руб.) применительно к доходам, полученным рядом физических лиц (мобилизованными, контрактниками, добровольцами и т.п.) непосредственно в связи с их участием в специальной военной операции (выполнением задач в период ее проведения), а также доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, содержания) лиц, работающих в районах Крайнего Севера (приравненных к ним), в части, которая относится к повышающим районным коэффициентам и процентным надбавкам. Увеличен размеры ряда действующих вычетов, введен новый, связанный со сдачей норм ГТО и прохождением диспансеризации.
В части налога на прибыль организаций важными новациями являются повышение ставки с 22 до 25%, причем повышена та часть, которая зачисляется в федеральный бюджет, а также введен новый федеральный инвестиционный вычет. Значимой новацией стало введение в Налоговый кодекс РФ новой гл. 33.1 «Туристический налог», который заменит курортный сбор. Внесены существенные изменения в порядок применения упрощенной системы налогообложения, а также в отношении ряда иных налогов. Кроме того, указанным Законом введены два новых понятия: «дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса» и предусмотрена налоговая амнистия за дробление бизнеса.
Ключевые слова:справедливость, прогрессивная шкала, инвестиционный вычет, туристический налог, дробление бизнеса, ставка налога, налоговая амнистия.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Безвозмездные поступления в доходах бюджетов субъектов РФ: потенциальные риски и неопределенность
Н.М. Сабитова, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: NMSabitova@kpfu.ru
А.М. Бикбова, ассистент кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
E-mail: frifi@kpfu.ruu
Статья посвящена исследованию роли безвозмездных поступлений в формировании доходов бюджетов субъектов РФ, выявлению неопределенности и бюджетных рисков по всем формам межбюджетных трансфертов. Исследование проводилось на основе нормативно-правовой базы и открытых данных Министерства финансов РФ. Выявлено, что в целом доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ составляет около 25%. Однако в разрезе субъектов РФ ситуация различается. Авторы распределили все субъекты РФ по уровню безвозмездных поступлений в доходах их бюджетов на 4 группы и провели более детальный анализ по этим группам. Ряд субъектов имеют значительные риски, поскольку в их доходах безвозмездные поступления составляют более 70%. В работе определены факторы, влияющие на неопределенность и системные риски в отношении возможности получения всех форм межбюджетных трансфертов, к числу которых можно отнести изменения методик их распределения, сокращение или рост налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ по различным причинам, которые приводят к изменению уровня бюджетной обеспеченности и др. Исследование показало, что по уровню бюджетного риска межбюджетные трансферты можно распределить следующим образом: высокий уровень неопределенности и рисков имеют дотации и иные межбюджетные трансферты, умеренный – субсидии, низкий – субвенции. Авторы считают, что при существующей дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности субъектов РФ именно межбюджетные трансферты могут обеспечить устойчивость бюджетной системы РФ.
Ключевые слова: неопределенность, бюджетный риск, системный риск, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции, бюджетная обеспеченность.

Инициативное бюджетирование в повышении эффективности бюджетных расходов на уровне субъекта Российской Федерации
К.Н. Самков, начальник экспертного управления Экспертно-аналитического департамента Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук
E-mail: vokmas@yandex.ru
Е.Г. Князева, проректор по дополнительному образованию и профориентационной работе Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург), доктор экономических наук, профессор
E-mail: keg55@list.ru
Вызовы настоящего времени повышают актуальность повышения эффективности бюджетных расходов. На это направлено инициативное бюджетирование, которое предусматривает гражданскую инициативу в решении вопросов социально-экономического развития и непосредственное участие граждан в определении направлений расходования бюджетных средств. При этом результаты внедрения инициативного бюджетирования в регионах должно производиться комплексно, с учетом рассмотрения разных примененных форм бюджетирования. В связи с этим в статье инициативное бюджетирование сопоставлено с бюджетированием, ориентированным на результат. Авторами обосновано, что в рамках инициативного бюджетирования приоритет отдается учету текущих, представленных наиболее активной частью местного сообщества интересов граждан (инициатив), на основе которых принимается решение о бюджетных расходах на реализую соответствующих мероприятий, при этом стратегические ориентиры развития территории в целом учитываются слабо. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, в приоритете – достижение заранее определенных стратегических целей развития (основанных на интересах граждан), в соответствии с которыми принимаются решения об осуществлении бюджетных расходов. Доказано, что инициативное бюджетирование не может претендовать на кардинальное повышение собственной роли в бюджетном процессе. Речь идет только о поступательном развитии, выраженном в росте количественных и качественных параметров, в расширении его институциональной базы. В этом состоит предел применения инициативного бюджетирования в бюджетном процессе, которое может рассматриваться как часть бюджетирования, ориентированного на результат, но не как его альтернатива.
Ключевые слова: бюджетный процесс, эффективность бюджетных расходов, бюджетирование, ориентированное на результат, партисипаторное бюджетирование, инициативное бюджетирование, программно-целевой метод, финансирование государственных программ.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Вопросы создания и работы казначейских органов в новых субъектах Российской Федерации
А.Ю. Демидов, заместитель руководителя Федерального казначейства, профессор кафедры «Теория и практика государственного контроля института государственной службы и управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации
E-mail: finance-journal@mail.ru
А.В. Долгалев, начальник Управления ведомственных проектов Федерального казначейства
E-mail: finance-journal@mail.ru
Д.С. Лазарева, аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: finance-journal@mail.ru
Целью данной статьи являлось знакомство заинтересованных читателей с процессом, особенностями и итогами создания казначейских органов в новых регионах России: в Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской области и Херсонской области. В статье отражены особенности создания казначейских систем новых регионов, которые были обусловлены различными внешними и внутренними факторами, подходы, которые обеспечили в 2022 г. практически бесшовную интеграцию казначейских систем республик в казначейскую систему Российской Федерации, а также основные задачи, стоящие перед Федеральным казначейством и его территориальными органами в новых субъектах Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: новые субъекты Российской Федерации, казначейские органы, казначейская система, внутриведомственное взаимодействие.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Социально-политическое стимулирование как результат реформирования налоговой системы
Б.М. Ческидов, действительный член Академии военных наук, доктор экономических наук, доцент
E-mail: state2017@icloud.com
В статье со ссылкой на классические позиции экономической теории по данному вопросу рассматриваются социально-экономические процессы, приведшие в последние десятилетия к снижению позитивного эффекта от сохранения в налогообложении физических лиц упора на прогрессивный подоходный налог и налоги на имущество, а также делается вывод о перспективности переноса центра тяжести такого налогообложения на налог с продаж с точки зрения стимулирующего, социального, политического и организационного эффектов.
Ключевые слова: прогрессивный подоходный налог, налог на имущество, налог с продаж, налоговое администрирование, социальные процессы, покупки, доходы.

СТРАХОВАНИЕ

Развитие страхования в условиях страховой бедности
Л.И. Цветкова, профессор кафедры управления рисками и страхования Московского государственного института международных отношений, доктор экономических наук, доцент
E-mail: l.tsvetkova@inno.mgimo.ru
Учитывая, что одна из основных целей концепции устойчивого развития – искоренить бедность во всем мире, а для ее достижения необходимо исследовать влияние бедности на все сферы деятельности, включая производственную и финансовую, автором анализируется степень понимания роли страхового продукта в сохранении финансового достатка домашнего хозяйства при наступлении застрахованного убытка и влияние на него расходов на приобретение страхового полиса.
В статье анализируется возможность повышения склонности к страхованию в бедных домашних хозяйствах. Обосновываются причины, определяющие полезность страхования для таких хозяйств. Оценка страхования как полезной услуги зависит от потребности индивида в сохранении своего уровня богатства. Однако для категории хозяйств, живущих в условиях бедности, страховой продукт должен быть ориентирован в том числе на обеспечение возможности повышения своего дохода путем полезной деятельности. Для выявления закономерностей в принятии решения страхователем, испытывающим недостаток средств, анализировались данные Федеральной службы государственной статистики за период с 2016 по 2021 г.
По итогам исследования сформулированы предложения. Полученные результаты будут представлять интерес для практического сектора экономики, включая менеджеров, страховых компаний для организации продакт-менеджмента, ориентированного на создание страховых продуктов для потребителей с низким доходом, а также структур, работающих над сокращением бедности и для академических исследователей.
Ключевые слова: абсолютная и относительная бедность, временная и хроническая бедность, государственные субсидии, страховая бедность.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Трансформация условий функционирования пенсионной системы России: новые вызовы и перспективы
М.А. Сорокина, младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра развития государственной пенсионной системы и актуарно-статистического анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: MASorokina@fa.ru
Пенсионная система России за три десятилетия претерпела неоднократные институциональные преобразования, а ее параметрические изменения носят уже перманентный характер. Тем не менее разрабатываемые целевые ориентиры не достигаются в силу множества факторов, связанных с социально-экономическим развитием страны в целом. С учетом самых жестких мер, реализуемых в настоящее время в пенсионной системе за все время ее существования, таких как резкое увеличение возраста выхода на пенсию, приостановление индексации пенсий в случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в условиях роста демографической нагрузки на пенсионную систему и структурных изменений рынка труда назрела необходимость пересмотра параметров формирования пенсионных прав и реализации государственных обязательств перед пенсионерами с учетом новых условий функционирования пенсионной системы, в корне меняющих подходы к пенсионному обеспечению как институту государственной социальной защиты в стране. С целью выявления проблем и выработки научно обоснованных предложений по совершенствованию пенсионной формулы, позволяющей учесть сформированные в период трудовой активности пенсионные права работников и реализовать их финансовое обеспечение в период с абсолютно иными социально-экономическими условиями, автором проведен комплексный социально-экономический анализ реформирования факторов и условий формирования пенсионных прав. Для изучения условий функционирования пенсионной системы, определяющих подходы к разработке пенсионной формулы, был проведен системный экономико-статистический анализ теоретического и практического материала, обоснованы основные риски формирования и реализации пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в условиях макроэкономической нестабильности и демографического спада, проведено экономико-математическое моделирование и прогнозирование основных показателей пенсионного обеспечения. Результаты исследования подтверждают невозможность решения задач, стоящих перед пенсионной системой в действующих внешних по отношению к пенсионной системе условиях. Установленные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации целевые индикаторы эффективности пенсионной системы, выраженные соотношением пенсии с размером заработной платы и прожиточным минимумом пенсионера, а также долгосрочной финансовой устойчивостью пенсионной системы, являются недостижимыми в условиях трансформации рынка труда, низких заработных плат, не позволяющих гражданам сформировать пенсионные права в объеме, характеризующем адекватный уровень пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, пенсионная формула, формирование пенсионных прав, сбалансированность бюджета, финансовая устойчивость пенсионной системы, трансформация рынка труда, неформальная занятость, самозанятые, глобальные вызовы, актуарный анализ.

Проблемы формирования и реализации пенсионных прав плательщиками налога на профессиональный доход в условиях цифровой трансформации рынка труда
Ю.А. Орещенкова, заместитель директора Научно-исследовательского центра развития государственной пенсионной системы и актуарно-статистического анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: YAOreshchenkova@fa.ru
В связи с проведением эксперимента по уплате налога на профессиональный доход с 2019 г. численность самозанятых граждан стремительно возросла и составляет значительную долю занятого населения. В то же время данная категория граждан была фактически вычеркнута из системы обязательного пенсионного страхования в России: граждане не формируют пенсионные права, а Социальный фонд России не получает страховые взносы для финансирования текущей выплаты пенсий. Статья посвящена оценке последствий реализации эксперимента по уплате налога на профессиональный доход для пенсионной системы страны.
Ключевые слова:пенсия, цифровизация, самозанятые, страховые взносы, профналог.

МНЕНИЯ

Этапы развития инициативного бюджетирования в России
В.Г. Ермилов, доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: vjermilov@mail.ru
К.Ю. Багратуни, доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
E-mail: KYUBagratuni@fa.ru
Темой статьи является инициативное бюджетирование как направление государственного регулирования в стране социально-экономических процессов. Государственное регулирование частной экономики осуществляется с помощью финансов общественного сектора, посредством бюджетной политики доходов и расходов. Политика бюджетных доходов и расходов определяет методы аккумулирования в бюджетах финансовых ресурсов доходов и поступлений и их направление на финансирование расходных обязательств публично-правовых образований. Цели статьи заключались в том, чтобы предложить экспертному сообществу этапы становления и развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации для их дальнейшего анализа и обсуждения.
В статье использован общенаучный метод исследования литературных источников и отдельных статистических данных о доходах россиян, которые получают низкие заработные платы. На основе анализа нормативных правовых актов, материалов международных финансовых организаций, опыта зарождения и развития инициативного бюджетирования в странах Латинской Америки, литературных источников и статистических бюджетных данных разработаны этапы становления и развития инициативного бюджетирования в России, раскрыто их содержание.
По итогам исследования предложены этапы становления и развития инициативного бюджетирования в России на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Установлено 5 этапов: 1-й этап – создание условий для гармоничного взаимодействия трех бюджетных уровней на основе финансового и бюджетного права; 2-й этап – стабилизация общества и бюджетных правоотношений; 3-й этап – начало адаптации методики инициативного бюджетирования; 4-й этап – создание центра по изучению и продвижению инициативного и смежных с ним практик бюджетирования; 5-й этап – развитие современной российской модели инициативного бюджетирования.
Ключевые слова: модель инициативного бюджетирования, смежные практики бюджетирования, государственные и муниципальные услуги, бюджетные правоотношения, вовлеченность граждан в инициативное бюджетирование.

Теоретические макроэкономические последствия банкротства: субъектно-отраслевой аспект
О.М. Скапенкер, старший преподаватель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
E-mail: o_skapenker@mail.ru
В настоящей статье рассматриваются последствия для экономики в целом процедуры несостоятельности разных групп банкротов. Анализируются различные последствия банкротства граждан и организаций, представляющих семь отраслей экономики. С учетом результатов рассмотрения влияния банкротства на совокупные объемы производства продукции, закупки сырья, осуществление арендных и налоговых платежей, предоставление рабочих мест сформулированы предложения по совершенствованию порядка осуществления процедуры.
Ключевые слова: несостоятельность, конкурсное производство, экономическое развитие, отраслевой анализ, банкротство гражданина.

Content

TOPICAL

Tax reform - 2024
E-mail: finance-journal@mail.ru
The issue provides a brief overview of amendments made to the domestic tax system by Federal Law No176-FZ of 12.07.2024 of "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation, Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation." The changes, which are based on justice, affected a number of taxes, primarily personal income tax. A five-stage progressive scale has been introduced, the maximum rate for which is 22% (this applies to the part of income exceeding 50 million rubles).At the same time, a two-stage progression was preserved (13% - if income is up to 5 million rubles and 15% - if income is from 5 million rubles) in relation to income received by a number of individuals (mobilized, contractors, volunteers, etc.) directly in connection with their participation in a special military operation (fulfillment of tasks during the period of its implementation), as well as income in the form of wages (allowance, maintenance) of persons working in the Far North (equivalent to them), in the part that relates to increasing district coefficients and interest premiums. The size of a number of existing deductions has been increased, a new one has been introduced, associated with the delivery of TRP standards and the passage of medical examination.In terms of corporate income tax, important innovations are raising the rate from 20 to 25%, and the part that is credited to the federal budget has been increased, as well as a new federal investment deduction has been introduced. A significant innovation was the introduction of a new chapter in the Tax Code of the Russian Federation. 33.1 "Tourist tax," which will replace the resort tax. Significant changes have been made to the procedure for applying the simplified taxation system, as well as in relation to a number of other taxes. In addition, the said Law introduced two new concepts: "business split" and "voluntary refusal to split a business" and provides for a tax amnesty for splitting a business.
Keywords: justice, progressive scale, investment deduction, tourist tax, business split, tax rate, tax amnesty.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Gratuitous receipts in the budget revenues of constituent entities of the Russian Federation: potential risks and uncertainty
N.М. Sabitova, Professor of the Department of Financial Markets and Financial Institutions of the Institute of Management, Economics and Finance of the Kazan (Volga region) Federal University, Doctor of Economics, Professor
E-mail: NMSabitova@kpfu.ru
А.М. Bikbova, assistant of the Department of Financial Markets and Financial Institutions, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga region) Federal University
E-mail: frifi@kpfu.ru
The article is devoted to the study of the role of gratuitous receipts in the formation of budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation, identifying uncertainty and budgetary risks for all forms of interbudgetary transfers. The research was carried out on the basis of the regulatory framework and open data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. It was revealed that in general the share of gratuitous revenues in the budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation is about 25%. However, the situation differs among the constituent entities of the Russian Federation. The authors divided all subjects of the Russian Federation according to the level of gratuitous receipts in their budget revenues into 4 groups and conducted a more detailed analysis for these groups. A number of entities have significant risks, since gratuitous receipts account for more than 70% of their income. The work identifies factors influencing uncertainty and systemic risks regarding the possibility of receiving all forms of interbudgetary transfers, which include changes in the methods of their distribution, reduction or growth of tax and non-tax revenues of the budgets of constituent entities of the Russian Federation for various reasons that lead to changes in the level of budgetary security, etc. The study showed that, according to the level of budgetary risk, interbudgetary transfers can be distributed as follows: grants and other interbudgetary transfers have a high level of uncertainty and risks, subsidies have a moderate level, and subventions have a low level. The authors believe that given the existing differentiation in the level of budgetary provision of the constituent entities of the Russian Federation, it is interbudgetary transfers that can ensure the stability of the budgetary system of the Russian Federation.
Keywords: uncertainty, budget risk, systemic risk, interbudgetary transfers, grants, subsidies, subventions, budgetary security.

Proactive budgeting in increasing the efficiency of budget expenditures at the level of the constituent entity of the Russian Federation
K.N. Samkov, Head of the Expert Department of the Expert and Analytical Department of the Governor of the Sverdlovsk Region and the Government of the Sverdlovsk Region (Yekaterinburg), Candidate of Economic Sciences
E-mail: vokmas@yandex.ru
E.G. Knyazeva, Vice-Rector for Additional Education and Career Guidance, Ural State University of Economics (Yekaterinburg), Doctor of Economics, Professor
E-mail: keg55@list.ru
The challenges of the present time increase the relevance of improving the efficiency of budget expenditures. Proactive budgeting is aimed at this, which provides for civil initiative in solving issues of socio-economic development and direct participation of citizens in determining the directions of budget spending. At the same time, the results of the implementation of initiative budgeting in the regions should be carried out comprehensively, taking into account the consideration of the various forms of budgeting used. In this regard, the article compares proactive budgeting with result-oriented budgeting. The authors substantiate that within the framework of initiative budgeting, priority is given to taking into account the current interests of citizens (initiatives) represented by the most active part of the local community, on the basis of which a decision is made on budget expenditures for the implementation of relevant measures, while strategic guidelines for the development of the territory as a whole are poorly taken into account. Within the framework of results–based budgeting, the priority is to achieve predetermined strategic development goals (based on the interests of citizens), in accordance with which decisions are made on the implementation of budget expenditures. It is proved that proactive budgeting cannot claim to radically increase its own role in the budget process. We are talking only about progressive development, expressed in the growth of quantitative and qualitative parameters, in the expansion of its institutional base. This is the limit of the use of proactive budgeting in the budget process, which can be considered as part of result-oriented budgeting, but not as an alternative to it.
Keywords: budget process; efficiency of budget expenditures; result-oriented budgeting; participatory budgeting; initiative budgeting; program-target method; financing of government programs.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Issues of creation and work of treasury bodies in new constituent entities of the Russian Federation
A.Yu. Demidov, Deputy Head of the Federal Treasury, Professor of the Department of Theory and Practice of State Control of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor of Economics, Honored Economist of the Russian Federation
E-mail: finance-journal@mail.ru
A.V. Dolgalev, Head of the Departmental Projects Department of the Federal Treasury
E-mail: finance-journal@mail.ru
D.S. Lazareva, graduate student of the Department of State and Municipal Administration, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: finance-journal@mail.ru
The purpose of this article was to acquaint interested readers with the process, features and results of the creation of treasury bodies in new regions of Russia: in the Donetsk People's Republic (DPR), Lugansk People's Republic (LPR), Zaporizhzhya region and Kherson region.The article reflects the peculiarities of the creation of treasury systems of new regions, which were due to various external and internal factors, the approaches that ensured in 2022 the almost seamless integration of the treasury systems of the republics into the treasury system of the Russian Federation, as well as the main tasks facing the Federal Treasury and its territorial bodies in new constituent entities of the Russian Federation for the medium term.
Keywords: new subjects of the Russian Federation, treasury bodies, treasury system, intra-departmental interaction.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Socio-political incentives as a result of reforming the tax system
B.M. Cheskidov, Full Member of the Academy of Military Sciences, Doctor of Economics, Associate Professor
E-mail: state2017@icloud.com
The article with reference to the classical positions of economic theory on this issue considers socio-economic processes, leading in recent decades to a decrease in the positive effect of maintaining a focus on progressive income tax and property taxes in taxation of individuals, and it is concluded that the centre of gravity of such taxation is likely to shift to sales tax in terms of incentive, social, political and organisational effects.
Keywords: progressive income tax, property tax, sales tax, tax administration, social processes, purchases, income.

INSURANCE

Development of insurance in conditions of insurance poverty
L.I. Tsvetkova, Professor, Department of Risk Management and Insurance, Moscow State Institute of International Relations, Doctor of Economics, Associate Professor
E-mail: l.tsvetkova@inno.mgimo.ru
Considering that one of the main goals of the concept of sustainable development is to eradicate poverty around the world, and in order to achieve it, it is necessary to study the impact of poverty on all areas of activity, including production and financial, the author analyzes the degree of understanding of the role of the insurance product in preserving the financial well-being of the household when the insured loss occurs and the impact on it of the cost of purchasing an insurance policy. The article analyzes the possibility of increasing the propensity for insurance in poor households. Reasons are justified that determine the usefulness of insurance for such farms. The assessment of insurance as a useful service depends on the individual's need to maintain their level of wealth. However, for the category of farms living in poverty, the insurance product should be focused, among other things, on ensuring the possibility of increasing their income through useful activities. Data from the Federal State Statistics Service for the period from 2016 to 2021 were analyzed to identify patterns in the decision-making of the insured who lacks funds.Based on the results of the study, proposals were formulated. The findings will be of interest to the practical sector of the economy, including managers, insurance companies to organize product management focused on creating insurance products for low-income consumers, as well as structures working to reduce poverty and for academic researchers.
Keywords: absolute and relative poverty, temporary and chronic poverty, government subsidies, insurance poverty.

SOCIAL FINANCE

Transformation of the conditions for the functioning of the pension system of Russia: new challenges and prospects
M.A. Sorokina, Junior Researcher, Research Center for the Development of the State Pension System and Actuarial and Statistical Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: MASorokina@fa.ru
The Russian pension system has undergone repeated institutional transformations over three decades, and its parametric changes are already permanent. However, the developed targets are not achieved due to many factors related to the socio-economic development of the country as a whole. Taking into account the most stringent measures currently being implemented in the pension system throughout its existence, such as a sharp increasing the retirement age, suspending the indexation of pensions in the event of continued work after the granting of a pension, in the context of growing demographic pressure on the pension system and the global challenges of population aging, as well as deformation labor market, there is an urgent need to revise the parameters for the formation of pension rights and the fulfillment of state obligations to pensioners, taking into account the new conditions for the functioning of the pension system, which radically change approaches to pension provision as an institution of state social protection in the country. In order to identify problems and develop scientifically based proposals for improving the pension formula, allowing to take into account the pension rights of employees formed during the period of labor activity and to implement their financial support in a period with completely different socio-economic conditions, the author conducted a comprehensive social economic analysis of reforming the factors and conditions for the formation of pension rights. To study the conditions for the functioning of the pension system, which determine the approaches to the development of the pension formula, a systematic economic and statistical analysis of theoretical and practical material was carried out, the main risks of the formation and implementation of pension rights of insured persons under mandatory pension insurance in conditions of macroeconomic instability and demographic decline were substantiated, an economic analysis was carried out -mathematical modeling and forecasting of the main indicators of pension provision. The results of the study confirm the impossibility of solving the problems facing the pension system in the current conditions external to the pension system. The target indicators of the effectiveness of the pension system established by the Strategy for the long-term development of the pension system of the Russian Federation, expressed by the ratio of pensions to the amount of wages and the living wage of a pensioner, as well as the long-term financial sustainability of the pension system, are unattainable in the conditions of transformation of the labor market, low wages, which do not allow citizens to form pension rights in the amount characterizing an adequate level of pension provision.
Keywords: mandatory pension insurance; pension formula; formation of pension rights; budget balance; financial stability of the pension system; labor market transformation; informal employment; self-employed persons; global challenges; actuarial analysis.

Problems of formation and implementation of pension rights by payers of professional income tax in the context of digital transformation of the labor market
Yu.A. Oreshchenkova, Deputy Director of the Research Center for the Development of the State Pension System and Actuarial and Statistical Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: YAOreshchenkova@fa.ru
In connection with the experiment on the payment of tax on professional income, since 2019, the number of self-employed citizens has grown rapidly and makes up a significant share of the employed population. At the same time, this category of citizens was actually deleted from the compulsory pension insurance system in Russia: citizens do not form pension rights, and the Social Fund of Russia does not receive insurance premiums to finance the current payment of pensions. The article is devoted to assessing the consequences of the implementation of the experiment on the payment of tax on professional income for the country's pension system.
Keywords: pension, digitalization, self-employed, insurance premiums, professional tax.

OPINIONS

Stages of development of initiative budgeting in Russia
V.G. Ermilov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: vjermilov@mail.ru
K.Yu. Bagratuni, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian University of Economic
E-mail: KYUBagratuni@fa.ru
Subject. Initiative budgeting as a direction of state regulation of socio-economic processes in the country. State regulation of the private economy is carried out with the help of public sector finance, through the budgetary policy of income and expenditure. The policy of budget revenues and expenditures determines the methods of accumulating financial resources of income and receipts in budgets and their direction to finance the expenditure obligations of public legal entities.
Goals. To offer the expert community the stages of formation and development of initiative budgeting in the Russian Federation for their further analysis and discussion. Methodology. A general scientific method was used to study literary sources and individual statistical data on the incomes of Russians who receive low wages. Results. Based on the analysis of regulatory legal acts, materials of international financial organizations, the experience of the origin and development of initiative budgeting in Latin American countries, literary sources and statistical budget data, the stages of formation and development of initiative budgeting in Russia are developed, their content is revealed.
Conclusions. The stages of formation and development of initiative budgeting in Russia at the level of constituent entities of the Russian Federation and municipalities are proposed. 5 stages have been established: Stage 1 – stabilization of society and budgetary legal relations; Stage 2 – creating conditions for harmonious interaction of three budget levels on the basis of financial and budgetary law; Stage 3 – the beginning of adaptation of the initiative budgeting methodology; Stage 4 – creation of a center for the study and promotion of initiative and related budgeting practices; Stage 5 – development of the modern Russian model of proactive budgeting.
Keywords: model of initiative budgeting, related budgeting practices, state and municipal services, budgetary legal relations, involvement of citizens in initiative budgeting.

Theoretical macroeconomic consequences of bankruptcy: subject-industry aspect
O.M. Skapenker, Senior Lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Ph.D.
E-mail: o_skapenker@mail.ru
This article examines the consequences of the insolvency procedure of different groups of bankrupts for the economy as a whole. The various consequences of bankruptcy of citizens and organizations representing seven sectors of the economy are analyzed. Taking into account the results of the consideration of the impact of bankruptcy on the total production volumes, purchases of raw materials, lease and tax payments, provision of jobs, proposals are formulated to improve the procedure.
Keywords: insolvency, bankruptcy proceedings, economic development, industry analysis, bankruptcy of a citizen.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»