archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№8-2024
Содержание


АКТУАЛЬНО

Развитие инициативного бюджетирования в Алтайском крае
Д.Г. Ситников, заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края
E-mail: finance-journal@mail.ru
В 2024 г. инициативному бюджетированию в России исполняется 10 лет. Если в 2015 г. данное направление развивалось только в 7 регионах, то в 2023 г. в практику инициативного бюджетирования было вовлечено уже 76 регионов России. В статье отражены особенности реализации и развития Проекта поддержки местных инициатив в Алтайском крае.
Ключевые слова:Алтайский край, инициативное бюджетирование, инициативные проекты, местные инициативы населения, взаимодействие с населением.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

О бюджете федеральной территории «Сириус»
М.Л. Васюнина, заведующая кафедрой общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: MVasyunina@fa.ru
Статья посвящена вопросам организации бюджета публично-правового образования особого типа – федеральной территории «Сириус». Отмечается, что положение бюджета данного публично-правового образования в структуре бюджетной системы Российской Федерации не лишено противоречий, что обусловлено двойственностью статуса данного публично-правового образования, а также его органов публичной власти. Определены факторы, оказывающее влияние на организацию бюджетных отношений, а также особенности формирования бюджета федеральной территории «Сириус». Автором указывается на целесообразность представления бюджетной системы Российской Федерации исходя из построения единой системы публичной власти, а также нормативное закрепление ряда положений, касающихся бюджета федеральной территории «Сириус» (в части расходных обязательств, нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных отношений).
Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, единая система публичной власти, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, органы публичной власти, субвенция, федеральная территория «Сириус».

Бюджетные правила: подходы к формированию и причины трансформации
Е.В. Михина, старший научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: evmikhina@fa.ru
В статье рассмотрены роль и задачи бюджетного правила в обеспечении бюджетной устойчивости, значение и специфика построения бюджетного правила для стран – экспортеров природных ресурсов; изложены основные подходы и параметры, определяющие вектор формирования бюджетного правила и причины его изменения; рассмотрены факторы, повлиявшие на трансформацию бюджетного правила в России, и этапы его применения; выявлены проблемные аспекты построения бюджетных правил в странах, экспортирующих природные ресурсы, и отмечены возможные подходы к их решению.
Ключевые слова: бюджетное правило, бюджетная политика, бюджетная устойчивость, бюджетная дисциплина, доходы бюджета, расходы бюджета.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления
О.А. Мухортова, начальник операционного отдела УФК по Камчатскому краю
E-mail: muhortovaoa@roskazna.ru
В статье рассмотрены вопросы по взаимодействию с кредитными организациями в целях минимизации наличного денежного обращения в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, включая использование банковских карт «Мир» Полевого учреждения Банка России, внедрение УФК по Камчатскому краю целевых моделей «Расходы» и «Доходы», оптимизацию процесса обеспечения клиентов денежной наличностью и др.
Ключевые слова: УФК по Камчатскому краю, наличное денежное обращение, банковская карта «Мир», сектор государственного управления.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Туристический налог: проблемы и перспективы развития
В.Г. Пансков, профессор-исследователь Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, государственный советник налоговой службы I ранга, заслуженный экономист Российской Федерации, лауреат общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года – 2022», доктор экономических наук, профессор
Email: 5868116@mail.ru
В статье на основе анализа имеющихся данных о результатах завершившегося эксперимента по взиманию курортного сбора, а также научных публикаций в данной области исследуются имеющиеся перспективы вводимого с 2025 года нового местного туристического налога. Обосновывается недостаточная экономическая и социальная эффективность нового платежа за пользование курортной и туристической инфраструктурой, выделены серьезные проблемные моменты в его исчислении и уплате, и высказана авторская точка зрения относительно условий и порядка его функционирования. Предложена принципиально иная модель туристического налога.
Ключевые слова: курортный сбор, отчет о результатах эксперимента, социальная эффективность, средства размещения, туристическая инфраструктура, туристический налог, эксперимент по развитию курортной инфраструктуры.

Каналы доставки налоговых преференций до физических лиц
И.А. Майбуров, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор
Email: mayburov.home@gmail.com
Ю.В. Леонтьева, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук, доцент
Email: uv.leonteva@mail.ru
Цель исследования – идентификация типовых каналов доставки налоговых преференций до физических лиц и обоснование потерь общественной эффективности по этим каналам. Выделены три канала доставки налоговых преференций до физических лиц (прямой, косвенный и смешанный). Показана сущностная разница в этих каналах. Произведен анализ потерь общественной эффективности при использовании разных каналов. Показано, что крайне важно при проектировании налоговой преференции понимать канал ее доставки до целевого потребителя. При отсутствии научно-обоснованного понимания вводимые преференции могут не иметь прироста общественной эффективности и доставаться совсем не тем, кому адресовались изначально.
Ключевые слова: налоговые преференции, налоговые льготы, каналы доставки, дизайн преференции, потери общественной эффективности.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Программа долгосрочных инвестиций и сбережений: современные факторы и ограничения развития
С.Ю. Янова, заведующая кафедрой банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, профессор, доктор экономических наук, профессор
Email: s.yanova@inbox.ru
И.В. Стоноженко, доцент кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
Email: stonozhenko.i@unecon.ru
Авторы, указывая на важное значение формирования условий для сберегательного поведения граждан и обеспечения доступности долгосрочных сбережений и инвестиций, анализируют данные, харакеризующие объемы и динамику доходов населения РФ, объемы и динамику сбережений за 2013-2022 гг., а также структуру финансовых активов домохозяйств за 2018-2023 гг., отмечают превалирующую роль банковских депозитов и некотируемых акций. Подчеркивая важность программы добровольных сбережений, авторы отмечают социальный характер данной программы, определяемый предоставляемой возможностью гражданам с государственной поддержкой сформировать дополнительный пенсионный капитал, либо накопить на социально значимые цели. Рассмотрев достоинства программы, авторы считают, что фактором, ограничивающим ее востребованность, является отсутствие гарантий минимальной доходности. Подчеркивая, что реализация программы отвечает интересам рыночной экономики оказывая положительное влияние на баланс финансовых активов и пассивов, различающихся в настоящее время сроками и валютной составляющей, авторы показывают, что есть целый ряд факторов, ограничивающих ее развитие. Также отмечено, что налоговый вычет, который можно получить при участии в программе, недостаточен для стимулирования граждан к участию в ней.
Ключевые слова: сберегательное поведение граждан, долгосрочные сбережения, инвестиции, программа долгосрочных сбережений, доходность, налоговый вычет.

МНЕНИЯ

Совершенствование государственного регулирования несостоятельности (банкротства) в России
О.А. Львова, профессор кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук
E-mail: lvova@spa.msu.ru
Анализ процесса реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) подтверждает его несистемный, фрагментарный характер. Статистические данные свидетельствуют о низкой результативности института банкротства в России, не позволяющего решать задачи ни одной группы субъектов управления (должников, кредиторов, арбитражных управляющих, государства). В статье обоснована необходимость комплексной трансформации института банкротства и предложены направления совершенствования государственного регулирования: закрепление механизма предупреждения несостоятельности; развитие аналитического инструментария для определения жизнеспособности должника; стимулирование реорганизации в судебных процедурах банкротства; развитие института арбитражного управления; трансформация механизма торгов имуществом компаний-банкротов; развитие нормативного, организационного, информационного и социально-культурного компонентов института банкротства; создание модели оценки результативности и эффективности (экономической, социальной, бюджетной) банкротства для участников процедур, государства и общества.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, культура спасения бизнеса, превентивная реструктуризация, финансовое оздоровление, устойчивость бизнеса.

Организационно-экономический механизм создания цифровой экосистемы в здравоохранении
Ю.А. Левин, профессор кафедры национальной экономики и экономического регулирования Московского государственного института международных отношений (университета), доктор экономических наук, профессор
E-mail: levin25@mail.ru
Д.В. Вепринский, аспирант Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
E-mail: levin25@mail.ru
Целью статьи является исследование организационно-экономического механизма цифровизации деятельности субъектов здравоохранения. Обосновываются возможности повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бизнес-процессов, обеспечивающих эффективную деятельность медицинских организаций и ее автоматизацию посредством специализированной информационной системы. Разработана концепция перехода к проактивной системе внедрения принципов цифровой экосистемы в здравоохранении, ориентированной на расчет затрат, необходимых для достижения желаемой эффективности с соотнесением затрат с финансовыми возможностями. Приведены основные цифровые продукты в здравоохранении. Даны ключевые принципы цифровой трансформации организаций здравоохранения. Анализируются предпосылки перехода к клиентоориентированной модели предоставления медицинских услуг в контексте создания надежной, безопасной и конкурентоспособной цифровой экосистемы, которая будет способствовать развитию бизнес-модели и улучшению деятельности в сфере здравоохранения. Показано, что организационно-экономические аспекты цифровизации здравоохранения неразрывно связаны с соблюдением правовых норм и требований, регулирующих функционирование системы здравоохранения в целом.
Ключевые слова: информационные технологии, архитектура цифровой экосистемы, цифровизация организаций здравоохранении, бюджетные средства, средства внебюджетных фондов.

Content

TOPICAL

Development of initiative budgeting in the Altai Territory
D.G. Sitnikov, Deputy Prime Minister of the Altai Territory, Minister of Finance of the Altai Territory
E-mail: finance-journal@mail.ru
In 2024, initiative budgeting in Russia turns 10 years old. If in 2015 this direction was developed only in 7 regions, then in 2023 76 regions of Russia were already involved in the practice of initiative budgeting. The article reflects the specifics of the implementation and development of the Project to support local initiatives in the Altai Territory.
Keywords: Altai Territory, initiative budgeting, initiative projects, local population initiatives, interaction with the population.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

On the budget of the federal territory "Sirius"
M.L. Vasyunina, Head of the Department of Public Finance, Financial Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: MVasyunina@fa.ru
The article is devoted to the organization of the budget of public legal education of a special type - the federal territory "Sirius." It is noted that the budget position of this public legal entity in the structure of the budget system of the Russian Federation is not devoid of contradictions, which is due to the duality of the status of this public legal entity, as well as its public authorities. The factors influencing the organization of budgetary relations, as well as the specifics of the formation of the budget of the federal territory "Sirius," have been identified.The author points out the expediency of presenting the budgetary system of the Russian Federation based on the construction of a unified system of public authority, as well as the normative consolidation of a number of provisions relating to the budget of the federal territory "Sirius" (in terms of expenditure obligations, standards for crediting tax and non-tax revenues, inter-budgetary relations).
Keywords: budget, budget system, unified system of public power, interbudgetary relations, interbudgetary transfers, public authorities, subvention, federal territory "Sirius".

Budget Rules: Approaches to Formation and Reasons for Transformation
E.V. Mikhina, Senior Researcher at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University at Government of the Russian Federation,candidate of economic Sciences, associate Professor
E-mail: evmikhina@fa.ru
The article discusses the role and objectives of the budget rule in ensuring fiscal sustainability, the significance and specifics of constructing a budget rule for countries exporting natural resources; outlines the main approaches and parameters that determine the vector of formation of the budget rule and the reasons for its change; factors that influenced the transformation of the budget rule in Russia and the stages of its application are considered; problematic aspects of constructing fiscal rules in countries exporting natural resources have been identified and possible approaches to their solution have been noted.
Keywords: budget rule, budget policy, budget sustainability, budget discipline, budget revenues, budget expenses.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Minimization of cash circulation in the public administration sector
O.A. Mukhortova, Head of the Operational Department of the UFK in the Kamchatka Territory
E-mail: muhortovaoa@roskazna.ru
The article discusses issues of interaction with credit institutions in order to minimize cash circulation in the Office of the Federal Treasury for the Kamchatka Territory, including the use of bank cards "Mir" of the Bank of Russia Field Institution, the introduction of UFK in the Kamchatka Territory target models "Expenses" and "Income," optimization of the process of providing customers with cash, etc.
Keywords: UFK in the Kamchatka Territory, cash circulation, bank card "Mir," public administration sector.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Tourist tax: problems and development prospects
Panskov V.G., research professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, state adviser to the tax service of the 1st rank, honored economist of the Russian Federation, laureate of the national prize of the Russian professorial assembly "Professor of the Year - 2022," doctor of economic sciences, professor
Email:5868116@mail.ru
The article, based on an analysis of the available data on the results of the completed experiment on the collection of resort fees, as well as scientific publications in this area, examines the existing prospects for a new local tourist tax introduced from 2025. The insufficient economic and social efficiency of the new payment for the use of resort and tourist infrastructure is justified, serious problematic issues in its calculation and payment are highlighted, and the author's point of view is expressed regarding the conditions and procedure for its functioning. A fundamentally different model of tourist tax has been proposed.
Keywords: resort fee, results report experiment, social efficiency, accommodation facilities, tourist infrastructure, tourist tax, experiment for the development of resort infrastructure.

Channels for delivering tax incentives to individuals
I.A. Mayburov, Head of the Department of Financial and Tax Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Yekaterinburg
E-mail: mayburov.home@gmail.com
Yu.V. Leontyeva, Associate Professor of the Department of Financial and Tax Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Associate Professor, Candidate of Economics, Yekaterinburg
E-mail: uv.leonteva@mail.ru
Abstract. The purpose of the study is to identify typical channels for delivering tax preferences to individuals and to justify the losses of public efficiency through these channels. Three channels for delivering tax preferences to individuals are identified (direct, indirect and mixed). The essential difference in these channels is shown. An analysis of the losses of public efficiency when using different channels is conducted. It is shown that it is extremely important to understand the channel of delivery to the target consumer when designing a tax preference. In the absence of a scientifically grounded understanding, the introduced preferences may not have an increase in public efficiency and may not go to those to whom they were originally addressed.
Keywords: tax preferences, tax benefits, delivery channels, preference design, losses of public efficiency.

FINANCIAL MARKETS

Long-term investment and savings program: modern factors and limitations of development
S.Yu. Yanova, Head of the Department of Banks, Financial Markets and insurance of the St. Petersburg State Economic University, Doctor of Economics, Professor
E-mail: s.yanova@inbox.ru
I.V. Stonozhenko, Associate Professor of the Department of Banks, Financial Markets and insurance of the St. Petersburg State Economic University, Candidate of Economic Sciences
E-mail:stonozhenko.i@unecon.ru
The authors, pointing out the importance of creating conditions for the savings behavior of citizens and ensuring the availability of long-term savings and investments, analyze data that characterize the volume and dynamics of incomes of the population of the Russian Federation, the volume and dynamics of savings for 2013-2022, as well as the structure of financial assets of households for 2018-2023, note the prevailing role of bank deposits and unquoted shares. Emphasizing the importance of the voluntary savings program, the authors note the social nature of this program, determined by the opportunity provided to citizens with state support to form additional pension capital, or accumulate for socially significant purposes.Having considered the merits of the program, the authors believe that the lack of guarantees of minimum profitability is a factor limiting its demand. Emphasizing that the implementation of the program is in the interests of the market economy, having a positive impact on the balance of financial assets and liabilities, currently differing in terms and currency component, the authors show that there are a number of factors that limit its development. It was also noted that the tax deduction that can be obtained by participating in the program is insufficient to stimulate citizens to participate in it.
Keywords: savings behavior of citizens, long-term savings, investments, long-term savings program, profitability, tax deduction.

OPINIONS

Improvement of state regulation of insolvency (bankruptcy) in Russia
O.A. Lvova, Professor, Department of Financial Management, Faculty of Public Administration, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Doctor of Economics
E-mail: lvova@spa.msu.ru
The analysis of the reforming process of insolvency (bankruptcy) legislation in Russia confirms its unsystematic, fragmented nature. Statistical data indicate the low effectiveness of the bankruptcy institution in Russia, which does not allow solving the tasks of any group of management entities (debtors, creditors, insolvency managers, the state). In the paper the need to develop a comprehensive strategy for the insolvency institution transformation is justified and appropriate directions for improving state regulation are proposed: consolidation of the mechanism for preventing insolvency; development of analytical tools for determining the viability of the debtor; stimulation of reorganization in bankruptcy court procedures; development of the institute of insolvency management; transformation of the bidding mechanism of bankrupt assets’ sale; development of regulatory, organizational, informational and social-cultural components of insolvency institute; development of a model for assessing the effectiveness and efficiency (economic, social, budgetary) of bankruptcy for participants in procedures, the state and society.
Keywords: insolvency, bankruptcy, business rescue culture, preventive restructuring, financial recovery, business sustainability.

Organizational and Economic Mechanism for Creating a Digital Ecosystem in Healthcare
Y.A. Levin, Professor, Department of National Economics and Economic Regulation, Moscow State Institute of International Relations (University), Doctor of Economics, Professor
Е-mail: levin25@mail.ru
D.V. Veprinsky, graduate student of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafina
E-mail: levin25@mail.ru
The purpose of the article is to study the aspects of the organizational and economic mechanism of digitalization of healthcare entities activities. The possibilities of improving the quality of services provided and optimizing business processes that ensure the effective operation of medical organizations and its automation through a specialized information system are substantiated. A concept has been developed for the transition to a proactive system for implementing the principles of the digital ecosystem in healthcare, focused on calculating the costs necessary to achieve the desired efficiency, correlating costs with financial capabilities. The main digital products in healthcare are presented. The key principles of the digital transformation of healthcare organizations are given. The prerequisites for the transition to a customer-oriented model of providing medical services are analyzed in the context of creating a reliable, secure and competitive digital ecosystem that will contribute to the development of a business model and improve activities in the field of healthcare. It is shown that the organizational and economic aspects of digitalization of healthcare are inextricably linked with compliance with legal norms and requirements governing the functioning of the healthcare system.
Keywords: information technologies, architecture of the digital ecosystem, digitalization of healthcare organizations, budgetary funds, funds of extra-budgetary funds.

© 2006-2023
Книжная редакция «Финансы»