Содержание
АКТУАЛЬНО
E-mail: finance-journal@mail.ru
В интервью отражено, как в Минфине России решаются вопросы, связанные с повышением качества управления и максимизацией доходов от использования федерального имущества, как осуществляется взаимодействие ведомства с компаниями с государственным участием, какие в настоящее время перед Министерством стоят задачи по цифровизации процесса продажи государственного и муниципального имущества и др.
Ключевые слова: федеральное имущество, доходы от использования федерального имущества, цифровизации процедур торгов государственным и муниципальным имуществом, передача федерального имущества в аренду.
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В.В. Климанов, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: vvk@irof.ru
Е.Н. Тимушев, старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший научный сотрудник Лаборатории финансово-экономических проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук», кандидат экономических наук
E-mail: evgeny_timushev@mail.ru
В статье оценены перспективы и количественные параметры снижения разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации. Выполненные расчеты будут способствовать решению соответствующей задачи в рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. Установлено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в наибольшей степени способствуют сокращению разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности наиболее и наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации по сравнению с иными видами федеральных межбюджетных трансфертов. По ретроспективным данным за 2016–2024 гг. смоделирован объем дотаций на выравнивание, необходимый для решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации, сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности регионов, федеральные межбюджетные трансферты, инструменты межбюджетного регулирования, наиболее и наименее обеспеченные субъекты Российской Федерации.
НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Д.Ю. Федотов, главный научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета (г. Иркутск), доктор экономических наук, доцент
E-mail: fdy@inbox.ru
Для успешного инновационного развития страны необходимо совершенствование человеческого капитала, способного обеспечить формирование экономики знаний. Залогом совершенствования человеческого капитала является система высшего образования, позволяющая получать профессиональные знания высокой квалификации. В статье исследуется возможность налоговых вычетов на обучение стать источником финансирования платного высшего образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что вследствие сокращения численности молодежи в России уменьшается количество лиц, поступающих в вузы страны. Но при этом наибольшее сокращение произошло вследствие снижения численности студентов, оплачивающих обучение. Цель исследования состоит в определении роли налоговых вычетов на обучение в повышении человеческого капитала в России. Анализ был проведен на основе данных ФНС России и Росстата. Методология исследования базируется на работах отечественных и зарубежных ученых по особенностям и результативности предоставления налоговых вычетов на обучение. В ходе исследования применялись методы статистического динамического анализа, дедукции, научного обобщения, аналогии, факторного и корреляционного анализа. Налоговыми вычетами на обучение детей пользуется относительно небольшая часть населения – не более 1% плательщиков НДФЛ. Максимальная величина предоставляемого налогового вычета на обучение детей в размере 110 тыс.руб. позволяет компенсировать около 7% стоимости платного обучения в российских вузах. Поэтому налоговые вычеты на обучение не стимулируют российских граждан получать высшее образование на платной основе. Проведенный факторный анализ выявил, что наряду с демографическим фактором снижения численности молодого населения, на сокращение численности учащихся сильное влияние оказывают экономические факторы: рост стоимости обучения и низкая величина налогового вычета на обучение. Сформулированы предложения по повышению максимальной величины налогового вычета. Полученные научные результаты могут быть использованы на практике при проведении налоговой политики.
Ключевые слова: налог, налоговый вычет, высшее образование, человеческий капитал, НДФЛ, корреляционный анализ, факторный анализ, стоимость обучения
Е.В. Мелкова, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
E-mail: melkova-ev@ranepa.ru
А.В. Корытин, научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
E-mail:korytin-av@ranepa.ru
Предприятия сельского хозяйства в России пользуются значительными налоговыми преференциями, однако действующий преференциальный налоговый режим не разграничивает малых и крупных сельскохозяйственных производителей. Малые предприятия вынуждены работать в тех же налоговых условиях, что и крупные агрохолдинги, хотя в других отраслях малый бизнес закономерно пользуется особыми налоговыми условиями. В результате конкурентоспособность малых сельских хозяйств ослаблена, в то время как крупнейшие предприятия отрасли усиливают свои позиции. В связи с этим в условиях становления справедливой налоговой системы разграничение подходов к налогообложению малого и крупного сельскохозяйственного бизнеса, в частности, посредством предоставления уязвимым малым формам хозяйствования дополнительных налоговых преференций приобретает особую актуальность.
Ключевые слова: российское налоговое законодательство, малый бизнес, малые сельскохозяйственные предприятия, налоговое регулирование, налоговые льготы.
СТРАХОВАНИЕ
А.А. Цыганов, заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
E-mail: al_ts@rambler.ru
В статье на основе репрезентативных социологических опросов показаны сдвиги в общественном восприятии природных бедствий и катастроф, предложен принципиальный механизм имплементации страхования жилья с учётом социокультурных особенностей населения. Автор считает, что принятые в 2019 году поправки, регламентирующие формирование региональные программ страхования жилья, не привели к позитивным изменениям и должны быть уточнены.
Ключевые слова: недвижимость, жилье, чрезвычайные ситуации, риск, пожар, субсидия, государственная поддержка, региональная программа.
Т.А. Белоусова, доцент кафедры страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
TBelousova@fa.ru
В статье рассматривается специфика применения принципов устойчивого развития в деятельности агропредприятий при участии страховых организаций; анализируется взаимосвязь невысоких темпов использования современных технологий в агропроизводстве и организации страховой защиты рисков сельского хозяйства за рубежом. В статье дана интерпретация международного опыта применения страхового стимулирования по внедрению принципов ESG в агробизнес.
Ключевые слова: устойчивое развитие агробизнеса, агрострахование, цифровые технологии, инклюзивность, комплексные агроэкосистемы.
МНЕНИЯ
М.А. Ионцев, руководитель направления Центра правового сопровождения цифровизации на финансовом рынке (на правах Управления) Юридического департамента Банка России, преподаватель-исследователь Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры правового сопровождения рыночной экономики РАНХиГС, PhD
E-mail: mikhail.iontsev@gmail.com
Цифровые валюты представляют собой новый важный этап эволюции денег как средства обращения и платежа. К настоящему времени насчитывается около 2 тыс. видов цифровых валют, объемы их выпуска и финансовые возможности их использования продолжают расти. Особенности осуществления надзора в сфере противодействия отмыванию денег, а также соблюдение законодательства в сфере валютного контроля, установление порядка минимизации финансовых рисков, связанных с цифровыми валютами, широко обсуждается на микроуровне, то есть деятельности отдельных домохозяйств. Однако анализ этого влияния на валютно-финансовую систему страны на макроуровне встречается редко. Перед центральными банками, призванными обеспечить стабильность денежной системы, встают все более сложные задачи, в то время как эффективность их традиционных инструментов контроля денежной массы и процентных ставок, таких как резервные требования и ставки рефинансирования, снижается. Однако инновационные подходы и современные цифровые технологии (например, распределенные реестры) могут дать регулирующим органам новые мощные инструменты. Задача центрального банка и политического руководства – выработать новые методы их использования, регулирования и стимулирования при определении макроэкономического курса страны. В настоящей статье рассматривается влияние цифровых валют на макроэкономику, а также возможные подходы центральных банков к регулированию нового сегмента финансового рынка. Также отражено влияние цифровых валют на денежную стабильность экономики, а также на традиционные инструменты, используемые правительствами и центральными банками для обеспечения такой стабильности.
Ключевые слова: цифровые валюты, макроэкономика, финансовая политика, цифровая политика, процентные ставки, распределённый реестр, инфляция, денежная масса.
Д.Н. Ершов, старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, кандидат физико-математических наук
E-mail: ershov@nifi.ru
В статье представлены предложения по уточнению Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года в части расширения вклада финансового рынка в устойчивое развитие российской экономики и ESG-трансформации бизнеса с учетом национальных приоритетов в сфере научно-технологического развития.
Ключевые слова: стратегия развития финансового рынка, финансирование устойчивого развития, ESG-трансформация бизнеса.
ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В.В. Савкуева, старший преподаватель кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
E-mail: finmonitor.rsue@mail.ru
Ю.С. Евлахова, заведующая кафедрой финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доктор экономических наук, профессор
E-mail: finmonitor.rsue@mail.ru
Целью данной статьи является анализ регулирования бизнес-экосистем в зарубежных странах, а именно в Китае, США и Великобритании.
Проведенный анализ зарубежной практики регулирования деятельности бизнес-экосистем показал, что на сегодняшний день законодательство крупнейших государств трансформируется с целью включения в него новых практик осуществления бизнеса в цифровой среде. Ряд государств создает новые надзорные органы, наделяя их обширными полномочиями по регулированию различных областей деятельности новых участников рынка (США, Китай), вводит законодательные требования к организации деятельности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке (Великобритания, Китай), или интегрирует отдельные положения по регулированию деятельности бизнес-экосистем в существующее законодательство (США).
Ключевые слова: бизнес-экосистемы, финансовый рынок, деятельность бизнес-экосистем Китая, США и Великобритании.
ИНФОРМАЦИЯ
E-mail: finance-journal@mail.ru
Информация о прошедшем в Москве VIII Фестивале финансовой грамотности и предпринимательской культуры, который собрал более 500 тыс. человек. Фестиваль впервые продлился целую неделю и охватил более 200 площадок, включая школы, колледжи, вузы, центры московского долголетия, центры занятости населения «Моя работа» и «Моя карьера», библиотеки и Цифровое деловое пространство. На мероприятиях Фестиваля горожане узнали, как эффективно управлять личными финансами, защитить средства от мошенников и совершать рациональные покупки.
Ключевые слова: финансовая грамотность, предпринимательская культура, личные финансы, финансовые риски, финансовая безопасность.
Content
TOPICAL
(interview with the head of the Department for Regulation of Property Relations of the Ministry of Finance of Russia
A.N. Vorontsov)
E-mail: finance-journal@mail.ru
The interview reflects how the Ministry of Finance of Russia solves issues related to improving the quality of management and maximizing income from the use of federal property, how the department interacts with companies with state participation, what tasks the Ministry currently faces to digitalize the process of selling state and municipal property, etc.
Keywords: federal property, income from the use of federal property, digitalization of bidding procedures for state and municipal property, lease of federal property.
FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS
V.V. Klimanov, director of the Center for regional policy of the Institute of applied economic research of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, doctor of economics
E-mail: vvk@irof.ru
E.N. Timushev, senior researcher, Center for regional policy, Institute of applied economic researchof the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, senior researcher, Laboratory of financial and economic problems, Institute of socio-economic and energy problems of the North, Federal research center «Komi scientific center of the Ural cranch of the Russian academy of sciences», сandidate of economic sciences
E-mail: evgeny_timushev@mail.ru
The article assesses the prospects and quantitative parameters for reducing the gap in the levels of budgetary provision between the 10 most and 10 least secured constituent entities of the Russian Federation. The calculations made will contribute to solving the relevant problem in the framework of achieving the national goal "Sustainable and Dynamic Economy" set in Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2024 No. 309. It has been established that subsidies for equalizing budgetary provision to the greatest extent contribute to reducing the gap in the levels of budgetary provision of the most and least secured constituent entities of the Russian Federation in comparison with other types of federal interbudgetary transfers. According to retrospective data for 2016-2024, the volume of subsidies for equalization necessary to solve the problem set by the President of the Russian Federation was simulated.
Keywords: budgetary security of the constituent entities of the Russian Federation, narrowing the gap in the levels of budgetary security of the regions, federal interbudgetary transfers, instruments of interbudgetary regulation, the most and least secured constituent entities of the Russian Federation.
TAXES: THEORY AND PRACTICE
D.Yu. Fedotov, hief researcher, Institute for research on socio-economic transformations and financial policy, Financial university under the Government of the Russian Federation, professor, Department of international relations and customs, Baikal state university (Irkutsk), doctor of economics, associate professor
E-mail: fdy@inbox.ru
For the successful innovative development of the country, it is necessary to improve the country's human capital, which can ensure the formation of a knowledge economy. The key to improving human capital is the higher education system, which allows you to obtain highly qualified professional knowledge. The article examines the possibility of tax deductions for tuition to become a source of financing for paid higher education. The relevance of the study is due to the fact that due to the reduction in the number of young people in Russia, the number of people entering universities in the country is decreasing. But at the same time, the largest reduction occurred due to a decrease in the number of students paying tuition. The purpose of the study is to determine the role of tax deductions for education in increasing human capital in Russia. The analysis was carried out on the basis of data from the Federal Tax Service of Russia and Rosstat. The research methodology is based on the work of domestic and foreign scientists on the specifics and effectiveness of providing tax deductions for education. The research used methods of statistical dynamic analysis, deduction, scientific generalization, analogy, factor and correlation analysis. A relatively small part of the population uses tax deductions for children's education – no more than 1% of personal income tax payers. The maximum amount of the provided tax deduction for children's education in the amount of 110 thousand rubles allows you to compensate for about 7% of the cost of paid education in Russian universities. Therefore, tax deductions for tuition do not encourage Russian citizens to receive higher education on a fee-based basis. The conducted factor analysis revealed that along with the demographic factor of the decline in the number of young people, economic factors have a strong impact on the reduction in the number of students: an increase in tuition fees and a low amount of tax deduction for tuition. Proposals have been formulated to increase the maximum amount of tax deduction. The obtained scientific results can be used in practice in conducting tax policy.
Keywords: tax, tax deduction, higher education, human capital, personal income tax, correlation analysis, factor analysis, tuition fees.
E.V. Melkova, researcher, Laboratory for tax policy research, Institute of applied economic research, Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA)
E-mail: melkova-ev@ranepa.ru
А.V. Korytin, researcher, Laboratory for tax policy research, Institute of applied economic research, Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA)
E-mail: korytin-av@ranepa.ru
Agricultural organizations have significant tax advantages in Russia, but this preferential tax regime is the same for both small and large agricultural business. Small organizations are forced to function in the identical tax conditions as large agricultural holdings. At the same time, small business in other industries benefit from special tax conditions. As a result, the competitiveness of small farms is weakened, while the largest “players” are getting stronger. That is why the differentiation of approaches to taxation of small and large agricultural business is becoming particularly relevant.
Keywords: Russian tax legislation, small business, small agricultural organizations, tax regulation, tax incentives.
INSURANCE
A.A. Tsyganov, head of the Department of insurance and social economics of the Financial university under the Government of the Russian Federation, doctor of economics, professor
E-mail: al_ts@rambler.ru
The article, based on representative sociological surveys, shows shifts in public perception of natural disasters and catastrophes, and proposes a fundamental mechanism for implementing housing insurance taking into account the socio-cultural characteristics of the population. The author believes that the amendments adopted in 2019 regulating the formation of regional housing insurance programs have not led to positive changes and should be clarified.
Keywords: real estate, housing, emergency situations, risk, fire, subsidy, state support, regional program insurance program.
T.A. Belousova, associate professor, Department of insurance and social economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, candidate of economic sciences
E-mail: TBelousova@fa.ru
The article discusses the specifics of applying sustainable development principles in the activities of agricultural enterprises with the participation of insurance organizations; the relationship between the low rates of using modern technologies in agricultural production and the organization of insurance coverage for agricultural risks abroad is analyzed. The article provides an interpretation of international experience in applying insurance incentives for the implementation of ESG principles in agribusiness.
Keywords: sustainable development of agribusiness, agricultural insurance, digital technologies, inclusiveness, complex agroecosystems.
OPINIONS
M.A. Iontsev, head of the Center for legal support of digitalization in the financial market (as an office) of the Legal department of the Bank of Russia, research lecturer at the Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, associate professor of the Department of legal support of market economics, RANEPA, PhD
E-mail: mikhail.iontsev@gmail.com
Digital currencies represent a new important stage in the evolution of money as a means of circulation and payment. By the moment, there are nearly 2,000 types of digital currencies, and their issue and financial capabilities to use them continue to grow. The specifics of supervision in the area of anti-money laundering, as well as compliance with foreign exchange control laws and the establishment of the procedure for minimising financial risks associated with digital currencies, are widely discussed at the microlevel, i.e. the activities of individual households. However, the analysis of this impact on a country's monetary and financial system at the macrolevel is rare. Central banks, tasked with ensuring the stability of the monetary system, face increasing challenges, while their traditional tools for controlling money supply and interest rates, such as reserve requirements and refinancing rates, become less effective. However, innovative approaches and modern digital technologies (for example, distributed ledgers) can provide powerful new tools for regulators. The task of the central bank and the political leadership is to develop new methods for their use, regulation and stimulation in determining the macroeconomic course of the country. This article explores the impact of digital currencies on macroeconomics and central banks "approaches to regulation of a new financial market segment. This article analyses the influence of digital currencies on monetary stability of the economy and on traditional instruments used by governments and central banks to ensure this stability. The article concludes that competing private digital currencies by their nature cause monetary instability and that in this regard, central banks now play a more important role than ever, but the effectiveness of their traditional tools is declining. However, new tools are emerging to support macroeconomic stability and stimulate economic growth, and their development and implementation should be given priority.
Keywords: digital currencies, macroeconomics, financial policy, digital policy, interest rates, distributed ledger, inflation, money supply.
D.N. Ershov, senior researcher at the Center for international finance, Financial research institute of the Ministry of Finance of Russia, candidate of physical and mathematical sciences
E-mail: ershov@nifi.ru
The article presents proposals for updating the Strategy for the Development of the Financial Market of the Russian Federation until 2030 in terms of expanding the contribution of the financial market to the sustainable development of the Russian economy and ESG-transformation of business, taking into account national priorities in the field of scientific and technological development.
Keywords: financial market development strategy, sustainable development financing, ESG-transformation of business.
FOREIGN FINANCE
V.V. Savkueva, senior lecturer, Department of financial monitoring and financial markets, Rostov state economic university (RINH)
E-mail: finmonitor.rsue@mail.ru
Yu.S. Evlakhova, head of the Department of financial monitoring and financial markets, Rostov state economic university (RINH), doctor of economics, professor
E-mail: finmonitor.rsue@mail.ru
The purpose of this article is to analyze the regulation of business ecosystems in foreign countries, namely in China, the USA and the UK.
An analysis of foreign practices in regulating the activities of business ecosystems showed that today the legislation of the largest states is being transformed in order to include new practices of doing business in the digital environment. A number of states create new supervisory authorities, giving them extensive powers to regulate various areas of activity of new market participants (USA, China), introduce legal requirements for organizing the activities of companies that occupy a dominant position in the market (Great Britain, China), or integrate certain provisions for regulating the activities of business ecosystems into existing legislation (USA).
Keywords: business ecosystems, financial market, activities of business ecosystems of China, USA and Great Britain.
INFORMATION
E-mail: finance-journal@mail.ru
Information about the VIII Festival of Financial Literacy and Entrepreneurial Culture held in Moscow, which brought together more than 500 thousand people. For the first time, the festival lasted a whole week and covered more than 200 venues, including schools, colleges, universities, Moscow longevity centers, My Work and My Career employment centers, libraries and Digital Business Space. At the events of the Festival, the townspeople learned how to effectively manage personal finances, protect funds from fraudsters and make rational purchases.
Keywords: financial literacy, entrepreneurial culture, personal finance, financial risks, financial security.