archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№7-2025
Содержание


АКТУАЛЬНО

Петербургский международный экономический форум: задана траектория сбалансированного роста
E-mail: finance-journal@mail.ru
Представлена информация о проходившем с 18 по 21 июня 2025 г. XXVIII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), объединивший более 24,2 тыс. человек из 144 государств. Главная тема ПМЭФ-2025 – «Общие ценности – основа роста в многополярном мире». Ряд стран направили на ПМЭФ-2025 большие делегации. Особенностью ПМЭФ является его практическая направленность: принимаются конкретные решения, инициируются масштабные инновационные проекты, заключаются реальные инвестиционные контракты, проходит обмен опытом и идеями. В этом году на ПМЭФ было подписано 1 084 соглашений на сумму в 6,5 трлн руб. (это суммы, не составляющие коммерческую тайну).
В работе ПМЭФ-2025 принимали участие представители регионов России, министерств и ведомств, в том числе Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных организаций. Важнейшим событием ПМЭФ-2025 стало пленарная сессия, в которой активное участие принял Президент Российской Федерации В.В. Путин. В своем выступлении от отметил, что «представления о российской экономике как исключительно сырьевой, зависимой от экспорта углеводородов явно устарели, они уходят в прошлое. Реальность говорит о другом». Кратко представив итоги прошедшего с предыдущего форума развития экономики России, В.В. Путин в качестве важнейшей задачи текущего года обозначил обеспечение перехода экономики на траекторию сбалансированного роста и назвал ключевые направления долгосрочного развития и структурных изменений экономики. Завершая выступление, В.В. Путин подчеркнул, что только совместные действия в рамках БРИКС и некоторых других форматов могут обеспечить движение всей цивилизации вперед. В ходе пленарной сессии выступили иностранные гости, выразившие доброжелательное отношение к нашей стране, настрой на сотрудничество. В рамках ПМЭФ-2025 было более 200 сессий, круглых столов. Активное участие в форуме приняли представители Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства. В ходе форума министр финансов РФ А.Г. Силуанов отмечал, что «мы должны сейчас делать упор на свой действительно технологический суверенитет, что делали последние годы». Он говорил в том числе и о том, что, несмотря на проблемы с исполнением бюджета, Правительство не планирует менять налоговую систему, о заинтересованности государства в IPO госкомпаний. В ходе многих сессии и круглых столов рассматривались вопросы цифровизации, в том числе речь шла о цифровом рубле, развитии государственнного контроля, вопросы импортозамещения, современных технологий и пр.
На ПМЭФ-2025 обсуждались важные не только для нашей страны, но и для многополярного мира вопросы, рассматривались интересные предложения, подводились итоги и оценивались перспективы.
Ключевые слова: многополярный мир, сбалансированный рост, структурные изменения, исполнение бюджета, цифровизация, технологический суверенитет, импортозамещение.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Бюджетное регулирование и структурная трансформация экономики: теоретические аспекты и совершенствование
М.Н. Соломко, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: solomko_m_n@mail.ru
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования бюджетного регулирования в условиях структурной трансформации экономики России. Объектом исследования является бюджетное регулирование как одна из подсистем государственной политики, направленной на содействие экономическому росту и структурных изменений. Представлена авторская группировка мер бюджетной политики, направленных на содействие структурным изменениям. Выделены основные инструменты бюджетного регулирования, содействующие структурным трансформациям в регионах. Рассмотрена динамика и структура расходов бюджета, соответствующих этим мерам (инструментам). Сделан вывод о целесообразности применения селективного подхода в бюджетном регулировании структурных изменений, предложены подходы к его внедрению.
Ключевые слова: бюджетное регулирование, инструменты регулирования, межбюджетные трансферты, структурная трансформация, селективный подход.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Пути повышения точности и интерпретируемости результатов машинного обучения в бюджетном прогнозировании: сети Колмогорова – Арнольда
А.К. Караев, главный научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор технических наук, профессор
E-mail: akkaraev@fa.ru
Преимущество использования технологий машинного обучения (ML) в бюджетном прогнозировании по сравнению с традиционными методами прогнозирования связаны с тем, что они позволяют достичь: более высокой точности прогнозов; более высокой эффективности за счет автоматизации и ускорения процесса прогнозирования, обрабатывая гигантские объемы данных, которые невозможно анализировать вручную; большей гибкости, так как технологии ML позволяют работать с различными типами данных и форматами, в том числе с неструктурированными данными, что в конечном счете позволяет более эффективно оптимизировать планирование бюджета и процесс принятия решений. Разумеется, технологии ML не могут решить все проблемы и задачи бюджетного прогнозирования и имеются некоторые неотъемлемые недостатки и риски, связанные с использованием ML, такие как: качество и доступность данных, поскольку плохие, неполные или неточные данные могут привести к ошибочным или вводящим в заблуждение прогнозам и поставить под угрозу обоснованность и надежность прогнозов; сложность и интерпретируемость моделей, так как логика и обоснование прогнозов на основе моделей ML могут быть непрозрачными или необъяснимыми, что может повлиять на доверие и уверенность в моделях и результатах ML. Поэтому существует острая необходимость в разработке моделей, которые не только обеспечивают высокую точность прогнозирования, но и демонстрируют надежную интерпретируемость полученных результатов. Как одна из самых передовых технологий искусственного интеллекта (ИИ), сеть Колмогорова – Арнольда (KAN) выступает в качестве многообещающей альтернативы традиционным технологиям ML, открывая новые возможности для повышения интерпретируемости моделей ИИ. Цель исследования – провести сравнительный анализ точности моделей прогнозирования временного ряда, составленного из ежедневных остатков бюджетных средств на ЕКС федерального бюджета Российской Федерации: 1) на основе предварительной декомпозиции временного ряда, с использованием дискретных вейвлет-преобразований, и 2) на основе нейронной сети Колмогорова – Арнольда (KAN), c учетом различных показателей адекватности (метрики точности) моделей. Результаты свидетельствуют о том, что модель прогнозирования KAN превосходит по всем рассмотренным показателям адекватности модели модель прогнозирования на основе предварительной декомпозиции временного ряда, с использованием дискретных вейвлет-преобразований, которая в свою очередь превосходит модели машинного обучения LSTM и традиционные статистические модели ARIMA/SARIMA, что говорит о высоком прогнозном потенциале модели KAN. С практической точки зрения полученные результаты представляют несомненный интерес в вопросах разработки эффективной системы управления государственными финансами, основанной на точных прогнозах доходов федерального бюджета, которые существенно влияют на кратко и среднесрочную стабильность бюджета. Кроме того, результаты исследования будут полезны для управляющих денежными средствами государства в разработке эффективной политики управления денежными средствами государства на основе более точных прогнозов ежедневных остатков денежных средств на ЕКС.
Ключевые слова: прогнозирование, ежедневные остатки денежных средств, единый казначейский счет (ЕКС), машинное обучение, нейронные сети, сеть Колмогорова – Арнольда.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
А.О. Загурский, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук
E-mail: zagurskiy-ao@yandex.ru
В статье автором исследован потенциал внедрения налога на профессиональный доход (НПД) в деятельность личных подсобных хозяйств граждан (ЛПХ) в качестве инструмента легализации их экономической деятельности. Проведен анализ опыта применения НПД. Отмечен значительный рост числа самозанятых и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Особое внимание уделено высокой доле теневого и неформального производства в сельском хозяйстве, где ЛПХ играют значительную роль. По итогам исследования автором предложены меры по стимулированию перехода ЛПХ на применение НПД, включая корректировки налогового законодательства. Автор подчеркивает необходимость институциональных решений на всех уровнях для обеспечения доступа ЛПХ к государственным субсидиям и другим преимуществам официального статуса.
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, самозанятость, личные подсобные хозяйства, теневая экономика, сельское хозяйство, государственная поддержка.

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Актуальные аспекты проектного финансирования инфраструктурных проектов в России
Т.Н. Седаш, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: tnsedash@fa.ru
В статье рассматриваются современные тенденции финансирования инфраструктурных проектов в России и за рубежом. Проведен анализ российской практики использования проектного финансирования инфраструктурных проектов, инструменты и меры их государственной поддержки. Выявлен ряд проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов методом проектного финансирования, и предложены меры по привлечению финансирования инфраструктуры за счет выпуска инфраструктурных, проектных и зеленых облигаций, субсидирования процентных ставок по кредитам частных партнеров и др.
Ключевые слова: проектное финансирование, инвестирование, инфраструктура, инфраструктурный проект.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Развитие зеленых облигаций как главного инструмента устойчивого финансирования в России
А.И. Бородин, профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук
E-mail: aib-2004@yandex.ru
Д.А. Решетников, аспирант кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова
E-mail: finESG@rea.ru
В статье рассматривается текущее состояние и динамика развития рынка зеленых облигаций в Российской Федерации в условиях макроэкономических и финансовых шоков 2022 г. В работе проведен анализ траектории роста сегмента зеленых облигаций российского финансового рынка в увязке с происходящими экономическими событиями.
Активная фаза развития российского рынка зеленых облигаций началась относительно недавно. Ежегодные темпы роста зачастую превышали 100%, а интерес к подобного рода финансовым инструментам возрастал. Вместе с тем в 2022 г. российская экономика столкнулась с проблемами, которые не только поставили под угрозу возможность сотрудничества отечественных компаний с зарубежными по поводу реализации зеленых проектов, но и существенно повысили стоимость самих инструментов заемного финансирования в целом.
Несмотря на это, текущие тенденции в секторе позволяю говорить о том, что последствия кризиса постепенно преодолеваются, а интерес к развитию зеленых финансовых инструментов сохраняется как у частных компаний, так и у федеральной власти. В этой связи авторами в результате анализа имеющихся узких мест в конструкции данного сегмента финансового рынка предложены направления дальнейшего развития зеленых облигаций в России как основного инструмента финансирования устойчивого развития. Статья служит основой для дальнейших исследований в области зеленого финансирования и устойчивого развития.
Ключевые слова: зеленые облигации, устойчивое финансирование, экологические проекты, климатические риски, инвестиции, государственное регулирование, перспективы развития.

МНЕНИЯ

Об использовании деловой репутации в государственных и муниципальных закупках
А.К. Ниязметов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, кандидат экономических наук
E-mail: niyazmetov@mail.ru
Возможность учитывать деловую репутацию в закупках была введена еще Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, но применялась крайне редко в связи с отсутствием прозрачного инструмента оценки уровня деловой репутации. С 01.02.2024 вступил в силу национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса», и это позволило к настоящему времени провести оценку деловой репутации 7 млн субъектов предпринимательской деятельности (от индивидуальных предпринимателей до крупнейших предприятий страны). Однако сегодня заказчики лишены права учитывать деловую репутацию на этапе допуска к торгам в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (в ред. от 23.09.2024) (далее – Постановление № 2571), несмотря на предусмотренную Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 26.12.2024) возможность. Автор считает целесообразным закрепление в Постановлении № 2571 минимальных пороговых значений индекса деловой репутации (ЭКГ-рейтинга), ниже которых контракт с поставщиком не заключается.
Ключевые слова: деловая репутация, закупки, индекс деловой репутации, контракты на проведение строительно-монтажных работ.

Риски использования виртуальных и цифровых валют и их влияние на финансовую безопасность государства
Е.И. Бричка, заместитель директора по науке Института магистратуры, доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук, доцент
E-mail: ktyxbr@inbox.ru
Е.С. Захарченко, доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук
E-mail: esz.rsue@gmail.com
Статья посвящена анализу рисков, связанных с использованием виртуальных и цифровых валют, и их влиянию на финансовую безопасность государства. Предложено объединить все риски использования виртуальных валют в 4 основные группы: социальная; экологическая; правовая и инвестиционная. На основе анализа современных тенденций и нормативно-правовой базы предложены конкретные рекомендации по совершенствованию инструментов контроля за оборотом виртуальных активов, минимизации криминальных рисков и обеспечению финансовой безопасности посредством технологической прозрачности и метода надзорных мер. Для снижения рисков предложено внедрение строгого регуляторного подхода, основанного на принципах совместимости форм денежных средств, соответствия государственным целям, технологического развития и конкуренции. Также подчеркнута важность международного сотрудничества и создания единой системы контроля за оборотом цифровых активов.
Ключевые слова: виртуальные валюты, криптовалюты, экосистема виртуальной валюты, финансовая безопасность, отмывание доходов, финансирование терроризма, регулирование, ФАТФ, Росфинмониторинг.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ

Межбюджетные отношения в условиях трансформации: новые принципы и роль бюджетного кредитования
В.Ю. Антипов, аспирант кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: antipov.vlad2012@yandex.ru
Статья посвящена исследованию необходимости совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в современных условиях. Рассматриваются основные теоретические подходы к исследованию сущности межбюджетных отношений на основе авторской классификации. Предложены новые принципы организации межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного кредитования: асимметрия и дифференциация; стимулирование социально-экономического развития; оптимальное сочетание бюджетного и конкурентного федерализма. Особое внимание уделено бюджетному кредитованию субъектов Российской Федерации на цели инфраструктурного развития в качестве инструмента, реализующего выравнивающую и стимулирующую функции межбюджетных отношений, а также в качестве инструмента реализации предложенных принципов межбюджетных отношений.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетное регулирование, межбюджетные трансферты, бюджетное кредитование, региональные финансы, инфраструктурные проекты (мероприятия).

Content

TOPICAL

St. Petersburg International Economic Forum: a balanced growth trajectory has been set
E-mail: finance-journal@mail.ru
Information is presented on the XXVIII St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), which took place from June 18 to June 21, 2025, uniting more than 24.2 thousand people from 144 states. The main theme of the PMEF-2025 is "Common values are the basis of growth in a multipolar world." A number of countries sent large delegations to the PMEF-2025. A feature of SPIEF is its practical orientation: specific decisions are made, large-scale innovative projects are initiated, real investment contracts are concluded, experience and ideas are exchanged. This year, 1,084 agreements worth 6.5 trillion rubles were signed at SPIEF. (these are amounts that do not constitute a commercial secret).The PMEF-2025 was attended by representatives of Russian regions, ministries and departments, including the Ministry of Finance of the Russian Federation and subordinate organizations. The most important event of the PMEF-2025 was the plenary session, in which the President of the Russian Federation V.V. Putin took an active part. In his speech, he noted that "the idea of the Russian economy as exclusively raw materials, dependent on the export of hydrocarbons, is clearly outdated, they are a thing of the past. Reality tells a different story. " Briefly presenting the results of the previous forum for the development of the Russian economy, V.V. Putin, as the most important task of this year, outlined the transition of the economy to a balanced growth trajectory and named the key areas of long-term development and structural changes in the economy.Concluding his speech, V.V. Putin stressed that only joint actions within the framework of the BRICS and some other formats can ensure the movement of the entire civilization forward. During the plenary session, foreign guests spoke, expressing a friendly attitude towards our country and a spirit of cooperation. Within the framework of the PMEF-2025 there were more than 200 sessions, round tables. Representatives of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Federal Treasury took an active part in the forum. During the forum, the Minister of Finance of the Russian Federation A.G. Siluanov noted that "we must now focus on our truly technological sovereignty, which has been done in recent years." He also said that, despite the problems with budget execution, the Government does not plan to change the tax system, about the state's interest in the IPO of state-owned companies. During many sessions and round tables, issues of digitalization were considered, including the digital ruble, the development of state control, issues of import substitution, modern technologies, etc.
At the PMEF-2025, issues important not only for our country, but also for the multipolar world were discussed, interesting proposals were considered, the results were summed up and the prospects were assessed.
Keywords: multipolar world, balanced growth, structural changes, budget execution, digitalization, technological sovereignty, import substitution.

FINANCE AND BUDGET: CHALLENGES AND SOLUTIONS

Budget regulation and structural transformation of economy: theoretical aspect and directions of improvement
M.N. Solomko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: solomko_m_n@mail.ru
The relevance of the paper is determined by the necessity of budget regulation improvement in conditions of the structural transformation of the Russian Federation economy. The object of the research is budget regulation as one of the areas of state policy aimed at stimulation economic growth and structural changes. We present classification of budget policy measures and the main instruments of budget regulation aimed at structural transformation. The dynamic of these budget instruments is investigated. We conclude that the selective approach in budget regulation can be relevant direction for increasing of its effect in achieving the goal of structural transformation of regional economy and give some direction for this approach implementation.
Keywords: budget regulation, instruments of regulation, inter-budget transfers, structural transformation, selective approach.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Ways to improve the accuracy and interpretability of machine learning results in budget forecasting: Kolmogorov-Arnold networks
А.К. Karaev, Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: akkaraev@fa.ru
The advantage of using machine learning (ML) technologies in budget forecasting, compared to traditional forecasting methods, is that they allow to achieve: higher forecast accuracy; higher efficiency, due to automation and acceleration of the forecasting process, processing huge volumes of data that cannot be analyzed manually; greater flexibility, since ML technologies allow to work with different types of data and formats, including unstructured data, which ultimately allows to more effectively optimize budget planning and decision-making. Of course, ML technologies cannot solve all the problems and tasks of budget forecasting and there are some inherent disadvantages and risks associated with the use of ML, such as: - data quality and availability, since poor, incomplete or inaccurate data can lead to erroneous or misleading forecasts and jeopardize the validity and reliability of forecasts; - complexity and interpretability of the models, since the logic and rationale behind the forecasts based on ML models may be opaque or unexplainable, which may affect the trust and confidence in the ML models and results. Therefore, there is an urgent need to develop models that not only provide high forecasting accuracy, but also demonstrate reliable interpretability of the results obtained. As one of the most advanced artificial intelligence (AI) technologies, the Kolmogorov-Arnold network (KAN) acts as a promising alternative to traditional ML technologies, opening up new opportunities to improve the interpretability of AI models. The objective of the study is to conduct a comparative analysis of the accuracy of forecasting models for a time series composed of daily budget balances on the Unified State Register of Federal Budgets of the Russian Federation: 1) based on preliminary decomposition of the time series, using discrete wavelet transforms; and 2) based on the Kolmogorov-Arnold neural network (KAN), taking into account various adequacy indicators (accuracy metrics) of the models. The results show that the KAN forecasting model outperforms the forecasting model based on preliminary decomposition of time series using discrete wavelet transforms in all the considered indicators of model adequacy, which in turn outperforms the LSTM machine learning models and traditional ARIMA/SARIMA statistical models, which indicates a high forecasting potential of the KAN model. From a practical point of view, the obtained results are of undoubted interest in the development of an effective public finance management system based on accurate forecasts of federal budget revenues, which significantly affect the short- and medium-term budget stability. In addition, the results of the study will be useful for state cash managers in developing an effective state cash management policy based on more accurate forecasts of daily cash balances on the Single Treasury Account.
Keywords: forecasting, daily cash balances, single treasury account (STA), machine learning, neural networks, Kolmogorov-Arnold network.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Professional income tax: the potential for introduction into the activities of personal subsidiary plots of citizens
A.O. Zagursky, Associate Professor, Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Ph.D. in Economics
E-mail: zagurskiy-ao@yandex.ru
In the article, the author investigated the potential for introducing a tax on professional income (NAP) into the activities of personal subsidiary plots of citizens (private household plots) as a tool for legalizing their economic activities. The experience of using NAPs was analyzed. There was a significant increase in the number of self-employed and an increase in tax revenues to the budget. Particular attention is paid to the high share of shadow and informal production in agriculture, where private household plots play a significant role.
Based on the results of the study, the author proposed measures to stimulate the transition of private household plots to the use of NAP, including adjustments to tax legislation. The author emphasizes the need for institutional solutions at all levels to ensure access to private household benefits to government subsidies and other benefits of official status.
Keywords: tax on professional income, self-employment, personal subsidiary plots, shadow economy, agriculture, government support.

CORPORATE FINANCE

Current aspects of project financing of infrastructure projects in Russia
T.N. Sedash, Associate Professor, Department of "Corporate Finance and Corporate Governance", Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: tnsedash@fa.ru
The article examines modern trends in financing infrastructure projects in Russia and abroad. The author analyzed the Russian practice of using project financing for infrastructure projects, instruments and measures of their state support. A number of problems associated with the implementation of investment projects using the project financing method were identified, and measures were proposed to attract infrastructure financing through the issuance of infrastructure, project and green bonds, subsidizing interest rates on loans from private partners, etc.
Keywords: project financing, investment, infrastructure, infrastructure project.

FINANCIAL MARKETS

Development of green bonds as the main instrument of sustainable financing in Russia
A.I. Borodin, Professor, Department of Finance, Sustainable Development, PRUE G.V. Plekhanov, Doctor of Economics
E-mail: aib-2004@yandex.ru
D.A. Reshetnikov, graduate student of the Department of Finance of Sustainable Development of the PRUE named after G.V. Plekhanov
E-mail: finESG@rea.ru
The article examines the current state and dynamics of the green bond market in the Russian Federation in the context of macroeconomic and financial shocks in 2022. The paper analyzes the growth trajectory of the green bond segment of the Russian financial market in conjunction with current economic events.The active phase of the development of the Russian green bond market began relatively recently. Annual growth rates often exceeded 100%, and interest in such financial instruments increased. At the same time, in 2022, the Russian economy faced problems that not only threatened the possibility of cooperation between domestic companies and foreign ones regarding the implementation of green projects, but also significantly increased the cost of the debt financing instruments themselves in general.
Despite this, the current trends in the sector allow us to say that the consequences of the crisis are gradually being overcome, and interest in the development of green financial instruments remains with both private companies and the federal government.In this regard, the authors, as a result of analyzing the existing bottlenecks in the design of this segment of the financial market, proposed directions for the further development of green bonds in Russia as the main instrument for financing sustainable development. The paper serves as a basis for further research into green finance and sustainable development.
Keywords: green bonds, sustainable finance, environmental projects, climate risks, investments, government regulation, development prospects.

OPINIONS

On the use of business reputation in state and municipal procurement
A.K. Niyazmetov, Deputy Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Central Federal District, Candidate of Economic Sciences
E-mail: niyazmetov@mail.ru
The ability to take into account business reputation in procurement was introduced by Federal Law No. 21.07.2005 of 94-FZ, but was rarely used due to the lack of a transparent tool for assessing the level of business reputation. On 01.02.2024, the national standard of the Russian Federation GOST R 71198-2023 "Business Reputation Index of Business Entities (ECG Rating)" came into force. Assessment methodology and procedure for forming an ECG rating of responsible business, "and this has made it possible to assess the business reputation of 7 million business entities (from individual entrepreneurs to the largest enterprises in the country).
However, today customers are deprived of the right to take into account their business reputation at the stage of admission to trading by virtue of the provisions of the Decree of the Government of the Russian Federation of 29.12.2021 No. 2571 "On Requirements for Participants in the Purchase of Goods, Works, Services to Meet State and Municipal Needs and Invalidating Certain Acts and Certain Provisions of Acts of the Government of the Russian Federation" (as amended by 23.09.2024) (hereinafter, Resolution No. 2571), despite the possibility provided for by Federal Law No. 05.04.2013 of 44-FZ "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs" (as amended by 26.12.2024).
The author considers it expedient to fix in Resolution No. 2571 the minimum threshold values of the business reputation index (ECG rating), below which the contract with the supplier is not concluded.
Keywords: business reputation, procurement, business reputation index, contracts for construction and installation works.

Risks of using virtual and digital currencies and their impact on the financial security of the state
E.I. Brichka, Deputy Director for Science, Institute of Magistracy, Associate Professor, Department of Financial Monitoring and Financial Markets, Rostov State Economic University (RINH), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: ktyxbr@inbox.ru
E.S. Zakharchenko, Associate Professor, Department of Financial Monitoring and Financial Markets, Associate Professor, Department of World Economy and International Relations, Rostov State Economic University (RINH), Candidate of Economic Sciences
E-mail: esz.rsue@gmail.com
The article is the virtual and digital currencies risks analysis and their impact on the state financial security. It is recommended to combine all the virtual assets risks into 4 main groups: social, environmental, legal and investment risks. Based on the analysis of current trends and the regulatory framework, specific recommendations are proposed to improve the virtual assets turnover control instruments, to minimize criminal risks and to ensure financial security through technological transparency and the method of supervisory measures. In the article it is also proposed to introduce a strict regulatory approach based on the principles of money forms compatibility, compliance with state goals, technological development and competition to reduce risks. The importance of international cooperation and the creation of a unified control system over the digital assets circulation is also emphasized.
Keywords: virtual currencies, cryptocurrencies, digital currency ecosystem, financial security, money laundering, terrorist financing, regulation, FATF, Rosfinmonitoring.

SCIENTIFIC RESEARCH OF POSTGRADUATE STUDENTS AND POSTDRADUATE DEGREE SEEKERS

Intergovernmental relations in the context of transformation: new principles and the role of budget lending
V. Yu. Antipov, graduate student of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: antipov.vlad2012@yandex.ru
The article is devoted to the study of the need to improve inter-budgetary relations in the Russian Federation in modern conditions. The main theoretical approaches to the study of the essence of inter-budgetary relations are considered based on the author's classification. New principles of organizing inter-budgetary relations in the context of budget lending development are proposed: asymmetry and differentiation, stimulation of socio-economic development, optimal combination of budget and competitive federalism. Particular attention is paid to budget lending to the constituent entities of the Russian Federation for the purposes of infrastructure development as a tool implementing the equalizing and stimulating functions of inter-budgetary relations, as well as a tool for implementing the proposed principles of inter-budgetary relations.
Keywords: inter-budgetary relations, inter-budgetary regulation, inter-budgetary transfers, budget lending, regional finances, infrastructure projects.

© 2006-2025
Книжная редакция «Финансы»