archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал


2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№9-2025
Содержание


ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Модернизация системы управления бюджетными доходами
Е.В. Лебединская, директор Департамента доходов Минфина России
E-mail: finance-journal@mail.ru
Министерство финансов Российской Федерации проводит последовательную работу по модернизации и унификации системы администрирования, прогнозирования и анализа доходов бюджетов бюджетной системы.
Основная цель данной работы – сделать систему управления доходами для всех участников бюджетного процесса более эффективной, понятной и прозрачной, максимально перевести ее в электронный вид, унифицировать все шаги работы с бюджетными доходами – от закрепления полномочий по их администрированию до формирования прогноза и отчетности, работы с дебиторской задолженностью по доходам. О том, как решаются обозначенные выше задачи, ведется речь в этой статье.
Ключевые слова: Минфин России, система управления бюджетными доходами, главные администраторы доходов бюджетов, состав источников доходов, учитываемых главным администратором, список администраторов доходов, прогнозирование поступлений доходов.

К вопросу о бюджетных субсидиях научно-технологической направленности
М.Л. Васюнина, заведующая кафедрой общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: MVasyunina@fa.ru
Статья посвящена вопросам развития бюджетного субсидирования в научно-технологической сфере. Достижение национальной цели развития «Технологическое лидерство» сопряжено с поиском новых подходов к трансформации одного из наиболее активных инструментов прямой государственной поддержки. Целью работы является анализ влияния бюджетных субсидий на реализацию важных направлений развития научно-технологической сферы – наращивание внебюджетных затрат на проведение исследований и разработок и усиление патентной активности хозяйствующих субъектов. В статье определены направления донастройки бюджетных субсидий с позиции решения задачи повышения уровня частного финансирования НИОКР и поддержки патентной индустриализации.
Ключевые слова: бюджет, внебюджетное финансирование, грант, инновации, научные исследования, наука, НИОКР, патент, субсидия, технологии, технологическое лидерство, технологический суверенитет

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Модернизация специальных налоговых режимов в современной России
А.З. Дадашев, руководитель Центра налоговой и бюджетной политики Института региональных экономических исследований, профессор кафедры экономики и бизнеса Московского экономического института, доктор экономических наук, профессор
E-mail: azd120840@yandex.ru
Д.А. Мешкова, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Московского экономического института, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: artego2005@mail.ru
Ю.А. Топчи, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: Topchi.YA@rea.ru
В статье впервые выделены и исследуются структурный и эволюционный аспекты (виды) модернизации системы налогов и налогообложения на примере подсистемы специальных налоговых режимов. В связи с этим проанализированы действующие режимы: упрощенная система налогообложения; патентная система налогообложения; единый сельскохозяйственный налог, а также дана оценка их современного состояния и привлекательности для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Ключевые слова: структурная модернизация, эволюционная модернизация, специальные налоговые режимы, организации, индивидуальные предприниматели, налоговые новации.

Свободный порт Владивосток: эффективность налоговых расходов
О.А. Синенко, ведущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: oasinenko@fa.ru
Целью исследования является оценка эффективности налоговых расходов Свободного порта Владивосток (СПВ) на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. В настоящее время завершается начальный этап развития Свободного порта Владивосток - десятилетний период, характеризующийся предоставлением первым зарегистрированным резидентам основных налоговых преференций. В данных обстоятельствах особую значимость приобретает проведение комплексной оценки результативности и эффективности имплементации данного преференциального режима в качестве инструмента государственной политики, направленной на территориальное развитие Дальневосточного федерального округа. В статье обоснованы рекомендации по совершенствованию существующего механизма налогового стимулирования правового режима Свободный порт Владивосток с целью повышения его результативности в контексте достижения стратегических целей регионального развития.
Ключевые слова: свободный порт Владивосток, налоговые преференции, налоговые расходы.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Роль самозанятых граждан в формировании доходов бюджета Социального фонда России
Ю.А. Орещенкова, заместитель директор Научно-исследовательского центра развития государственной пенсионной системы и актуарно-статистического анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: yaoreshchenkova@fa.ru
Статья посвящена оценке роли самозанятых граждан в формировании доходной части бюджета Социального фонда России (СФР) в условиях современной экономической реальности. Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа самозанятых лиц и необходимостью оценки их вклада в социальное обеспечение. Цель исследования заключается в анализе порядка уплаты и объемов уплаченных самозанятыми и инициальными предпринимателями страховых взносов в бюджет СФР и оценке экономических последствий предоставляемых льгот.
В рамках исследования обоснованы высокие риски роста расходов федерального бюджета на выплату социальных пенсий, федеральных и региональных социальных доплат для данной категории граждане. Показан высокий уровень перераспределения объемов страховых взносов между наемными работниками и самозанятыми гражданами на выплату пенсий. Предложен многоуровневый подход к формированию пенсионных прав самозанятых граждан, направленный на создание экономически обоснованного механизма формирования пенсионных прав, установление справедливого уровня перераспределения и обеспечении их солидарности в финансировании пенсионных расходов.
Ключевые слова: самозанятые граждане, обязательное пенсионное страхование, страховые взносы, индивидуальные предприниматели, налог на профессиональный доход, страховая пенсия.

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Проблемы и перспективы взаимодействия между банками и страховыми компаниями
Д.А. Артеменко, профессор кафедры общего и проектного менеджмента Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: DAArtemenko@fa.ru
В.С. Воробьев, аспирант кафедры общего и проектного менеджмента Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: vorobyev2605@mail.ru
В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия банковских и страховых организаций в рамках модели банкострахования, которая становится ключевым инструментом интеграции финансовых услуг. Исследование направлено на выявление основных проблем, сдерживающих развитие этого направления, а также на определение перспективных путей его совершенствования. Авторы анализируют текущее состояние рынка, включая структурные дисбалансы, регуляторные ограничения и технологические вызовы, которые влияют на эффективность сотрудничества между участниками.
Особое внимание уделяется международному опыту, демонстрирующему успешные практики интеграции банковских и страховых услуг. На основе сравнительного анализа выделены ключевые модели взаимодействия, такие как французская, германская и сингапурская, которые могут быть адаптированы к российским условиям. В работе также подчеркивается важность цифровизации, включая использование искусственного интеллекта и больших данных, для повышения качества обслуживания клиентов и оптимизации бизнес-процессов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на укрепление партнерских отношений между банками и страховыми компаниями. Предложены меры по диверсификации продуктовой линейки, совершенствованию нормативной базы и повышению финансовой грамотности населения. Реализация этих инициатив способствует созданию устойчивой экосистемы банкострахования, ориентированной на долгосрочное развитие финансового сектора и удовлетворение потребностей клиентов.
Ключевые слова: банкострахование, финансовые институты, интеграция, страховые продукты, сотрудничество, инновации, клиентская удовлетворенность, регуляторные инициативы.

МНЕНИЯ

Государственная стратегия и финансовая политика регулирования DeFi
М.А. Ионцев, руководитель направления Центра правового сопровождения цифровизации на финансовом рынке (на правах Управления) Юридического департамента Банка России, преподаватель-исследователь Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры правового сопровождения рыночной экономики РАНХиГС, PhD
E-mail: iontsevma@cbr.ru
Возникновение децентрализованных финансов (DeFi) как глобального технологического тренда представляет собой фундаментальный вызов для национальных государств, требуя выработки новых подходов к финансовому регулированию. Данная статья посвящена анализу потенциальных стратегий и инструментов финансовой политики, которые государства могут применять для регулирования сектора DeFi.
В работе утверждается, что традиционные отраслевые модели надзора, сфокусированные на посредниках, неприменимы к децентрализованным протоколам. В качестве альтернативы предлагается рассматривать стратегию, основанную на регулировании по точкам входа/выхода в экосистему DeFi и принципе «технологической нейтральности», где регулирование касается экономической сущности деятельности, а не ее технологической формы. Особое внимание уделяется роли центральных банков и их потенциальному взаимодействию с DeFi.
На основе сравнительного анализа регуляторных подходов в ключевых юрисдикциях (ЕС – MiCA, США, Сингапур) статья формулирует рекомендации по построению сбалансированной государственной стратегии, направленной на интеграцию DeFi в легальное финансовое поле при сохранении национальных финансовых суверенитета и стабильности.
Целью данной статьи является обоснование гипотезы об использовании ЦФА страховых компаний отечественного рынка по аналогии с договорами перестрахования и секьюритизации страховых обязательств.
Ключевые слова: децентрализованные финансы (DeFi), государственное регулирование, финансовая политика, финтех, управление рисками, цифровые активы, финансовая стабильность.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

Эластичный аудит и внутренний контроль
В.П. Суйц, заслуженный профессор, научный руководитель кафедры учета, анализа и аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор
E-mail: viktor.suyts@gmail.com
С.Н. Сапронов, советник генерального директора ООО «Газпром ПХГ», кандидат экономических наук
E-mail: sscc-h@mail.ru
В статье рассматривается общий подход к решению задачи обеспечения качества проведения аудита и внутреннего контроля, основанный на agile-подходе и исследуются потенциальные текущие и будущие потребности в большей гибкости аудита и внутреннего контроля и описывается парадигма Scrum как возможный способ привнести гибкость в процесс аудита и внутреннего контроля.
Целью настоящей статьи является исследование того, как внутренние контролеры и аудиторы могут использовать agile-подход в процессе внутреннего контроля и аудита.
Ключевые слова: гибкость, agile-подход, водопадная парадигма, парадигма Scrum, внутренний аудит, внутренний контроль.

© 2006-2025
Книжная редакция «Финансы»