Содержание
АКТУАЛЬНО
E-mail: finance-journal@mail.ru
В опубликованном обзоре приведена информация о проходившем 18.09.2025 в Москве юбилейном X Московском финансовом форуме (МФФ), который был организован Министерством финансов России и Правительством Москвы. На Форуме обсуждались наиболее актуальные экономические проблемы и вырабатывались эффективные решения, затрагивающие финансовый базис экономики России. В работе МФФ приняли участие более 2,5 тыс. специалистов, среди которых были как ключевые представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, политические и общественные деятели, так и ведущие эксперты в сфере экономики и финансов. На 17 деловых сессиях и пленарном заседании рассматривались стратегические перспективы финансового рынка, современные инструменты достижения национальных целей развития, обсуждались вопросы цифровой трансформации бюджетной системы, внедрения передовых технологий и развития цифровой экономики России, стратегии, направленные на улучшение финансового климата в регионах, анализировались новые подходы к бюджетному планированию, а также роль финансовой культуры в устойчивом развитии регионов и важность развития налоговой культуры населения. Кроме того, затрагивались важные вопросы, связанные с добычей и переработкой природных алмазов; одна из сессий была посвящена обсуждению инициативы по созданию Биржи драгоценных металлов БРИКС, рассматривались тренды алкогольного рынка и важность развития отечественного виноделия. Работа сессий была очень интенсивной, а в перерывах между сессиями можно было наблюдать интервью, презентации, награждения, подписание соглашений.
Ключевые слова: Московский финансовый форум, национальные цели развития, бюджет, цифровизация экономики, искусственный интеллект, производительность труда, финансовая стабильность, справедливость налогообложения, инфраструктурные бюджетные кредиты, дотации.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
А.К. Климочкин, министр финансов Республики Карелия
E-mail: KARELIA@FIN.GOV10.RU
А.С. Колесов, профессор Института экономики и права Петрозаводского государственного университета, доктор экономических наук, звслуженный экономист Российской Федерации
E-mail: dav1660@yandex.ru
Актуальность темы статьи состоит в том, что рациональность межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ), во-первых, во многом определяется потребностью обеспечения регионов и муниципалитетов денежными ресурсами, необходимыми им для их развития. Во-вторых, она также обуславливается тем, что все факторы, воздействующие на социально-экономические процессы, постоянно претерпевают обновление своей направленности и силы, что, конечно, отражается в той или иной степени на развитии не только отраслей, но и регионов. Поэтому, исходя из наличия таких причинно-следственных связей, можно понять необходимость непрерывного изучения различных вопросов, связанных с совершенствованием данных отношений.
Цель исследования состоит в том, чтобы в обстановке перманентно изменяющихся экономических, социальных и иных условий проведения бюджетной политики конкретизировать основные проблемы, требующие своего решения для дальнейшего улучшения межбюджетных отношений на уровне субъекта РФ, и на этой основе выбрать наиболее рациональные пути их решения.
Ключевые слова: Республика Карелия, межбюджетные отношения, проблемы совершенствования межбюджетных отношений, пути решения проблем межбюджетных отношений.
В.В. Левина, ведущий научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук
E-mail: levina.vv@rea.ru
Е.Д. Буслаева, стажер-исследователь Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
E-mail: ipei@ranepa.ru
В статье рассмотрены доходы бюджетов наукоградов на примере городов, расположенных в Московской области. Установлено, что бюджетные параметры наукоградов не имеют существенных отличий от других городских округов региона, структура их бюджетных доходов типична, уровень бюджетной обеспеченности не выше, чем у других муниципальных образований региона. Сделан вывод о необходимости дополнительных мер бюджетной поддержки наукоградов, предложен подход к их реализации, основанный на передаче в бюджеты наукоградов дополнительных налоговых доходов, а также совершенствовании инструментов межбюджетного регулирования.
Ключевые слова: наукограды, муниципальные бюджеты, доходы бюджетов, налоговые доходы, межбюджетные трансферты.
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В.В. Климанов, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: vvk@irof.ru
Е.Н. Тимушев, старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, старший научный сотрудник Лаборатории финансово-экономических проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук», кандидат экономических наук
E-mail: evgeny_timushev@mail.ruu
В опубликованной статье выделены приоритетные расходы федерального бюджета в разрезе действующих государственных программ, на которые приходится около половины всех расходов, и дана оценка объемов их финансирования по состоянию на 2025 г. Отдельно отмечены направления расходов, осуществляемые в форме межбюджетных трансфертов. Выявлена стабильность системы государственных программ, несмотря на внешние вызовы и обновление конструкции национальных проектов с 2025 г. Установлено, что основные направления расходов федерального бюджета согласуются с национальными целями развития на период до 2030 г., поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. Высокий удельный вес занимают расходы, связанные с обеспечением национальной безопасности и обороноспособности страны, включая отражаемые в профильной государственной программе.
Материал подготовлен по результатам исследований, выполненных в рамках государственного задания РАНХиГС 2025 г.
Ключевые слова: федеральный бюджет, приоритетные расходы, государственные программы, финансирование государственных программ, национальные цели развития.
НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.Г. Пансков, профессор-исследователь кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник налоговой службы I ранга, доктор экономических наук, профессор
E-mail: 5868116@mail.ru
В статье рассматриваются актуальные и дискуссионные вопросы дальнейшего реформирования подоходного налогообложения населения Показано, что действующие порядок и условия функционирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) не в полной мере отвечают принципу справедливости в налогообложении, а распределительная и социальная функции налога используются. недостаточно эффективно. Отмечено также, что процесс продолжения и завершения реформирования подоходного налога связан с определенные сложностями, носящими в основном технический характер. Обосновано, что переход на семейное налогообложение и уплату налога по месту жительства налогоплательщиков является делом достаточно перспективным, как и пересмотр шкалы ставок налога в сторону усиления перераспределительных процессов.
Ключевые слова: Минфин России, налог на доходы физических лиц, налогоплательщик, налоговый агент, подоходное налогообложение, порядок уплаты НДФЛ принцип справедливости, семейное налогообложение.
В.В. Громов, старший научный сотрудник Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Института экономики Российской академии наук, кандидат экономических наук
E-mail: gromov-vv@inecon.ru
На сегодняшний день подоходное налогообложение в России находится в стадии масштабной трансформации, призванной сделать его более справедливым и эффективным. Повышенные ставки налога на доходы физических лиц уже применяются к высокодоходным группам населения. В этих условиях возрастает значение стандартных налоговых вычетов на детей. Будучи измерителями социальной функции налогообложения, они должны содействовать существенному снижению бремени, которое ложится на граждан с низкими доходами. С 01.01.2025 величина, на которую можно уменьшить налоговую базу, была повышена, но изменения не коснулись вычета на первого ребенка, что входит в противоречие с принципом налоговой справедливости и представляет собой концептуальную проблему, которая всесторонне рассматривается в статье.
Ключевые слова: налоговая политика, налоговые доходы, налоговый вычет, НДФЛ, подоходный налог, прогрессивное налогообложение, справедливость налогообложения.
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ
Л.Г. Паштова, профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
E-mail: lgpashtova@fa.ru
И.А. Корзун, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: svmuzalyov@fa.ru
Исследование посвящено выявлению влияния экологического аспекта ESG-принципов на инвестиционную привлекательность корпораций на основе анализа финансовой и нефинансовой отчетности 20 ведущих крупнейших отечественных корпораций металлургической отрасли и бизнесов Китайской Народной Республики. На основании полученных данных сформированы выводы с учетом экологических показателей в ESG-факторах внутри металлургической отрасли в России. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью определения оптимального и эффективного подхода к освещению и распространению информации в этих двух странах, которые впоследствии могут быть использованы для разработки глобальных стратегий стимулирования инвестиционной привлекательности бизнеса и экологически устойчивого развития.
Ключевые слова: корпоративные финансы, ESG-принципы, экологический аспекта ESG-факторов, инвестиционная привлекательность; экология в металлургической сфере; Россия и Китай.
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
И.П. Хоминич, профессор кафедры мировых финансовых рынков и финтеха Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор
E-mail: khominich.ip@rea.ru
В статье представлен обзор российской и зарубежной научной литературы и официальных документов Банка России по альтернативным финансам как дополнительной форме привлечения и инвестирования капитала с использованием онлайн-платформ. Обоснованы теоретические положения о сущности альтернативных финансов в контексте классической теории финансов, их классификации, отличия от традиционных финансов в зарубежной и российской научных школах. Предложено авторское определение альтернативных финансов с особыми акцентами в их содержании. Рассмотрен тезис о параллельном дополнительном статусе альтернативных финансов, функционирующих вне пространства регулируемых финансовых рынков и классических финансовых институтов, деятельность которых жестко регулируется, подвержена надзору и контролю со стороны национальных регуляторов. Обосновано положение о том, что появление альтернативных финансов в кризисные периоды содействует реализации антикризисных мер и решению насущных задач укрепления роли финансового рынка в национальной экономике. Дана аргументация важности их продвижения на российском финансовом рынке для повышения его роли в стабилизации экономики. Представлены направления, по которым альтернативные финансы способны обеспечить позитивное воздействие на решение современных актуальных задач в условиях санкционной национальной экономики – платформенное онлайн-финансирование инновационных стартапов, прорывных технологий для достижения технологического суверенитета, привлечение ресурсов в малый бизнес для создания как минимум баланса МСП и крупного бизнеса в структуре портфеля заимствований, пополнение капитальной базы розничного финансового рынка путем вовлечения сбережений населения в операции альтернативных финансов, очередной этап финансовой дезинтермедиации с конкурентным вызовом для традиционных финансовых институтов. Основываясь на уроках глобального кризиса 2007–2009 гг. в части дефицита регулирования выявленных сегментов мирового финансового рынка, а также действующих противоречиях в страновых моделях регулирования альтернативных финансов, аргументирована рекомендация российскому регулятору в части разработки регулятивных норм для вывода альтернативных финансов из серой зоны.
Ключевые слова: альтернативные финансы, альтернативное финансирование, краудфандинг, краудлендинг, краудинвестинг, инновации, антикризисное регулирование.
Content
TOPICAL
E-mail: finance-journal@mail.ru
The published review provides information on the 10th Moscow Financial Forum (MFF) held 18.09.2025 in Moscow, which was organized by the Ministry of Finance of Russia and the Moscow Government. The Forum discussed the most pressing economic problems and developed effective solutions affecting the financial basis of the Russian economy. More than 2.5 thousand specialists took part in the work of the IFF, among whom were key representatives of federal and regional authorities, business, political and public figures, as well as leading experts in the field of economics and finance.At 17 business sessions and a plenary session, strategic prospects for the financial market were considered, modern tools for achieving national development goals, issues of digital transformation of the budget system were discussed, introducing advanced technologies and developing the digital economy of Russia, strategies aimed at improving the financial climate in the regions, new approaches to budget planning were analyzed, as well as the role of financial culture in the sustainable development of regions and the importance of developing the tax culture of the population. In addition, important issues related to the extraction and processing of natural diamonds were raised; one of the sessions was devoted to discussing the initiative to create the BRICS Precious Metals Exchange, the trends in the alcohol market and the importance of developing domestic winemaking were considered. The work of the sessions was very intense, and in between sessions you could observe interviews, presentations, awards, signing agreements.
Keywords: Moscow Financial Forum, national development goals, budget, digitalization of the economy, artificial intelligence, labor productivity, financial stability, tax fairness, infrastructure budget loans, subsidies.
REGIONAL FINANCE
A.K. Klimochkin, Minister of Finance of the Republic of Karelia
E-mail: KARELIA@FIN.GOV10.RU
A.S. Kolesov, Professor, Institute of Economics and Law, Petrozavodsk State University, Doctor of Economics, Honored Economist of the Russian Federation
E-mail: dav1660@yandex.ru
The relevance of this article lies in the fact that the rationality of interbudgetary relations in the Russian Federation is, firstly, largely determined by the need to provide regions and municipalities with the financial resources they need for their development. Secondly, it is also determined by the fact that all factors influencing socioeconomic processes are constantly changing in focus and strength, which, of course, affects the development of not only industries but also regions to varying degrees. Therefore, based on the existence of such cause-and-effect relationships, one can understand the need for continuous study of various issues related to improving these relations.
The purpose of this study is to identify the key issues requiring solutions to further improve interbudgetary relations at the level of the constituent entities of the Russian Federation, in an environment of constantly changing economic, social, and other budgetary policy conditions, and, based on this, to select the most rational solutions.
Keywords: Republic of Karelia, interbudgetary relations, issues of improving interbudgetary relations, solutions to interbudgetary relations problems.
V.V. Levina, Leading Researcher, Center for Regional Policy, Institute of Applied Economic Research, RANEPA, Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics
E-mail: levina.vv@rea.ru
E.D. Buslaeva, trainee researcher at the Center for Regional Policy, Institute of Applied Economic Research, RANEPA
E-mail: ipei@ranepa.ru
The article considers the revenues of the budgets of science cities on the example of cities located in the Moscow region. It has been established that the budget parameters of science cities do not have significant differences from other urban districts of the region, the structure of their budget revenues is typical, the level of budgetary provision is not higher than that of other municipalities in the region.The conclusion was made about the need for additional measures of budgetary support for science cities, an approach to their implementation was proposed, based on the transfer of additional tax revenues to the budgets of science cities, as well as the improvement of interbudgetary regulation tools.
Keywords: science cities, municipal budgets, budget revenues, tax revenues, interbudgetary transfers.
FINANCE AND BUDGET: CHALLENGES AND SOLUTIONS
V.V. Klimanov, Director of the Center for Regional Policy of the Institute of Applied Economic Research of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor of Economics
E-mail: vvk@irof.ru
E.N. Timushev, Senior Researcher, Center for Regional Policy, Institute of Applied Economic Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Senior Researcher, Laboratory of Financial and Economic Problems, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North, Federal Research Center "Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences," Candidate of Economic Sciences
E-mail: evgeny_timushev@mail.ru
The priority expenditures of the federal budget are highlighted in the framework of existing state programs, which account for about half of all spending, with their volume as of 2025 estimated. The areas of expenditures in the form of intergovernmental transfers are separately noted. The stability of the system of state programs has been revealed, despite external challenges and the update of national projects since 2025. It has been established that the main areas of federal budget expenditures are consistent with the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, set out in the Presidential Decree No. 309 of May 7, 2024. A high proportion of spending is related to national security and defense, including those reflected in the relevant state programs.
The paper was prepared based on the results of research carried out within the RANEPA state assignment.
Keywords: federal budget, priority expenditures, government programs, financing of government programs, national development goals.
TAXES: THEORY AND PRACTICE
V.G. Panskov, Research Professor, Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Honored Economist of the Russian Federation, State Advisor to the Tax Service of the 1st rank, Doctor of Economics, Professor
E-mail: 5868116@mail.ru
The article discusses topical and controversial issues of further reform of income taxation of the population. It is shown that the current procedure and conditions for the functioning of personal income tax (PIT) do not fully meet the principle of fairness in taxation, and the distribution and social functions of the tax are used. not effective enough.It was also noted that the process of continuing and completing the reform of income tax is associated with certain difficulties, which are mainly of a technical nature. It is justified that the transition to family taxation and payment of tax at the place of residence of taxpayers is quite promising, as well as the revision of the tax rate scale in the direction of strengthening redistributive processes.
Keywords: the Ministry of Finance of Russia, personal income tax, taxpayer, tax agent, income taxation, the procedure for paying personal income tax, the principle of justice, family taxation.
V.V. Gromov, Senior Researcher, Center for Macroeconomic Analysis and Forecasting, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Ph.D. in Economics
E-mail: gromov-vv@inecon.ru
Today, income taxation in Russia is in the stage of large-scale transformation, designed to make it more fair and effective. Increased personal income tax rates are already applied to highly profitable groups of the population. Under these conditions, the importance of standard tax deductions for children increases. As measures of the social function of taxation, they should contribute to a significant reduction in the burden on low-income citizens.Since 01.01.2025, the amount by which the tax base can be reduced has been increased, but the changes did not affect the deduction for the first child, which contradicts the principle of tax justice and is a conceptual problem that is comprehensively considered in the article.
Keywords: tax policy, tax revenues, tax deduction, personal income tax, income tax, progressive taxation, tax fairness.
CORPORATE FINANCE
L.G. Pashtova, Professor, Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor
E-mail: lgpashtova@fa.ru
I.A. Korzun, Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: svmuzalyov@fa.ru
The study is devoted to identifying the impact of the environmental aspect of ESG principles on the investment attractiveness of corporations based on the analysis of financial and non-financial statements of the 20 leading domestic corporations of the metallurgical industry and businesses of the People's Republic of China. Based on the data obtained, conclusions were formed taking into account environmental indicators in ESG factors within the metallurgical industry in Russia. The relevance of this study is due to the need to determine the optimal and effective approach to the coverage and dissemination of information in these two countries, which can subsequently be used to develop global strategies to stimulate investment attractiveness of business and environmentally sustainable development.
Keywords: corporate finance, ESG principles, environmental aspects of ESG factors, investment attractiveness; ecology in the metallurgical sphere; Russia and China.
FINANCIAL MARKETS
I.P. Khominich, Professor of the Department of Global Financial Markets and Fintech at the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics, Professor
E-mail: khominich.ip@rea.ru
The article presents an overview of Russian and foreign scientific literature and official documents of the Bank of Russia on alternative finance as an additional form of attracting and investing capital using on-line platforms. Theoretical provisions on the essence of alternative finance in the context of classical finance theory, their classification, differences from traditional finance in foreign and Russian scientific schools are substantiated. The author's definition of alternative finance with special emphasis on their content is proposed. The thesis on the parallel additional status of alternative finance operating outside the space of regulated financial markets and classical financial institutions, whose activities are strictly regulated, subject to supervision and control by national regulators, is considered. The position that the emergence of alternative finance in times of crisis contributes to the implementation of anti-crisis measures and solving urgent problems of strengthening the role of the financial market in the national economy is substantiated. The argumentation of the importance of their promotion in the Russian financial market to increase its role in stabilizing the economy is given. The article presents the areas in which alternative finance can provide a positive impact on solving modern urgent problems in the context of the sanctioned national economy - platform online financing of innovative start-ups, breakthrough technologies for achieving technological sovereignty, attracting resources to small businesses to create, at a minimum, a balance of SMEs and large businesses in the structure of the borrowing portfolio, replenishing the capital base of the retail financial market by involving household savings in alternative finance transactions, the next stage of financial disintermediation with a competitive challenge for traditional financial institutions. Based on the lessons of the global crisis of 2007–2009 in terms of the deficit in regulation of the identified segments of the global financial market, as well as the current contradictions in country models of regulating alternative finance, the recommendation to the Russian regulator in terms of developing regulatory standards for bringing alternative finance out of the "gray" zone is substantiated.
Keywords: alternative finance, alternative financing, crowdfunding, crowdlending, crowdinvesting, innovation, anti-crisis regulation.