archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал





2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№12-2018
Содержание


Актуально

Социальные обязательства – приоритет федерального бюджета на 2019-2021 годы
E-mail: finance-journal@mail.ru
В интервью с заместителем министра финансов Российской Федерации А.О. Котяковым подробно разбираются вопросы финансирования 5 национальных проектов, имеющих социальную направленность. Это – «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Наука». Какие средства заложены в федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов на реализацию госпрограмм, разработанных в данных нацпроектах? Какие цели должны быть достигнуты в результате реализации этих нацпроектов в 2021 и в 2024 гг.? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью.

Финансы и бюджет: проблемы и решения

Состояние и перспективы развития бюджетного федерализма в России
А.Б. Золотарева, руководитель научного направления «Правовые исследования» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара заведующая лабораторией экспертизы законодательства Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, кандидат юридических наук
Е-mail: zolot@iep.ru
В статье предпринята попытка оценить сложившуюся в России модель бюджетного федерализма, с точки зрения ее соответствия экономической теории и практике других федеративных государств. Проведя краткий обзор исследований по проблемам бюджетного федерализма, автор констатирует, что экономическая теория не дает однозначных рекомендаций, как должно выглядеть оптимальное разграничение полномочий между уровнями публичной власти в федеративном государстве и в чем состоит разумный баланс между централизацией и автономией субъектов федерации. Изучение практики других федеративных государств демонстрирует существенную дифференциацию моделей федерализма по степени централизации. Россия принадлежит к числу централизованных федераций, что во многом предопределено крайне высокой дифференциацией уровня бюджетной обеспеченности российских регионов, что требует перераспределения через федеральный бюджет ресурсов ради горизонтального выравнивания. Вместе с тем, степень централизации в России существенно выше, чем в странах, придерживающихся той же модели федерализма.
Еще более серьезной проблемой является проблема нефинансируемых федеральных мандатов. Большинство регионов не в состоянии обеспечить надлежащее исполнение этих расходных обязательств, что имеет своим следствием подрыв бюджетной автономии региональных властей и лишение их стимулов к проведению ответственной политики. Решение проблемы нефинансируемых мандатов путем отмены норм федерального законодательства, предопределяющих объем расходов субнациональных бюджетов, необходимых для их исполнения, по мнению автора, невозможно, поскольку наиболее крупные и значимые мандаты сосредоточены в сфере социальной защиты и здравоохранения и прямо затрагивают права граждан. Поэтому смягчение остроты проблемы возможно только путем софинансирования из федерального бюджета соответствующих расходов субнациональных бюджетов.
Ключевые слова:бюджетный федерализм, теория бюджетного федерализма, модели федерации, российская модель федерализма, нефинансируемые федеральные мандаты.

Об основах финансовой политики государства
А.С. Колесов, заведующий лабораторией Института экономики и права Петрозаводского государственного университета доктор экономических наук
Е-mail: askolesov@ psu.karelia.ru
В статье анализируется процесс формирования бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в Российской Федерации. В этой связи отмечаются новые положительные изменения в деле эволюции финансовой деятельности государства. Выделяются также наиболее важные, с нашей точки зрения, проблемы дальнейшего совершенствования разработки и реализации данной политики. В проекции выявленных «узких мест развития» предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова:финансовая политика государства, бюджетная, налоговая, таможенная политика, совершенствование разработки финансовой политики.

Финансово-кредитное стимулирование экономического роста
С.П. Колчин, профессор кафедры бухгалтерского учета налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук
Е-mail: ksp61@mail.ru
А.В. Кеменов, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук
В статье проанализирована экономическая ситуация, сложившаяся в России в связи с обострением международного положения, введением экономических санкций стран ЕС и США. Дана оценка финансово-кредитной политики и определены перспективы развития российской экономики.
Рассмотрены финансово-кредитные механизмы стимулирования экономического роста и обоснована целесообразность их применения при разработке финансово-кредитной политики.
Ключевые слова:экономический рост, финансово-кредитная политика, высокотехнологические и наукоемкие отрасли промышленности, санкции, налоговое стимулирование, ключевая ставка.

Казначейство: становление и развитие

Модификация задач подразделения внутреннего контроля и аудита на примере территориального органа Федерального казначейства
А.В. Скосарева, старший казначей Отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
Тел.: +7(844)2333058
Е-mail: ufk29@roskazna.ru
Автор рассматривает роль и актуальность внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для бюджетной системы России на примере УФК по Волгоградской области. Анализирует процессы, которые происходят в органах Федерального казначейства по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов РФ, регламентирующих осуществление контрольных и аудиторских процедур, а также документов, регламентирующих организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита. К одним из них относятся Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями ведомства.
Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, контрольно-аудиторские подразделения.

Налоги: теория и практика

Налог на наследуемое имущество и проблемы справедливости
В.Г. Панcков, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук
Е-mail: 5868116@mail.ru
Прослеживается история включения налога на наследство в налоговую систему пореформенной России и его отмены. Автор за восстановление налога, хотя и признает, что фискальный эффект от такого шага будет невысоким. Важнее его справедливость и социальная составляющая, особенно учитывая историю формирования личного богатства. У налога на наследство есть то несомненное преимущество, что он не касается доходов от трудовой деятельности и не снижает мотивацию к труду у наследников.
Предлагается прогрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера состояния и степени родства, а также вида наследуемого имущества.
Ключевые слова: наследование имущества, фискальный эффект, расслоение общества, обогащение через наследование, прогрессивная шкала.

О налогообложении операций физлиц с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте
П.Ю. Малышев, доцент Школы финансов Факультета экономических наук Высшей школы экономики, кандидат экономических наук
E-mail: pmalyshev@hse.ru
Валютные активы в структуре сбережений населения России и растущий инвестиционный спрос населения на них. Иностранные акции и еврооблигации стали доступны для широкого круга физических лиц. В статье критически рассматривается действующий порядок исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с иностранными акциями и еврооблигациями. Предлагается рассчитывать налоговую базу на основе пересчета финансового результата. Автор выступает за наделение брокеров статусом налогового агента в отношении дивидендных выплат по иностранным акциям, приобретенным на российских биржах. Автор убежден, что реализация указанных предложений будет способствовать развитию российского финансового рынка.
Ключевые слова: Санкт-Петербургская биржа, средневзвешенная ставка, покупка валюты, валютные депозиты, НДФЛ на дивиденды.

Страхование

Устранить изначальные недостатки ОСАГО
О.А. Цамутали, доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: oatsmtl@gmail.com
Рассмотрены стартовые недостатки тарифной системы ОСАГО и результативность неоднократных попыток ее совершенствования. На основе статистических данных за 2015–2017 гг. доказывается достаточность средств, аккумулируемых страховщиками, для безубыточного осуществления ОСАГО. Автор также пишет о возможности перераспределения рисков повышенных убытков от автогражданки посредством перестрахования внутри страны взамен увеличения тарифов.
Ключевые слова: ОСАГО, средняя страховая премия, коэффициенты бонус-малус и возраст-стаж, средняя страховая выплата, финансовые результаты, коэффициент Коньшина, перестрахование и РНПК.

Профессиональные квалификации на европейском страховом рынке
Т.А. Белоусова, доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: beloysova.ta@gmail.com
Статья раскрывает особенности применения процедур признания профессиональных страховых квалификаций в странах Евросоюза. Рассматриваются директивные принципы и система их признания на примере страховых посредников и страховых андеррайтеров. Анализируется приводимая статистика.
Ключевые слова: профессиональная квалификация, директивы ЕС, система признания, регулируемые профессии, компенсационные меры, профессиональный опыт.

Информация

О кодификации налогового законодательства в России: 20 лет спустя
finvestnik@mail.ru
В качестве центральной на налоговом форуме в Торгово-промышленной палате России фигурировала тема кодификации разрозненных неналоговых платежей, а также сокращения по возможности их перечня. Члены палаты в этом отношении выступают за базовый подход и подготовку комплексного документа, в то время как в Правительстве РФ планируют перевести в налоги шесть действующих платежей, а в Минфине обосновывают необходимость строго дифференцированного подхода. Вызвал критику слишком большой поток изменений, вносимых в налоговое законодательство.
Ключевые слова: налоговый кодекс, кодификация, налоговая нагрузка, неналоговые платежи, учет экологических затрат, обложение самозанятых.

© 2006-2018
Книжная редакция «Финансы»