archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал





2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№9-2021
Содержание


АКТУАЛЬНО

Финансовая база для устойчивого развития в меняющемся мире
E-mail: finance-journal@mail.ru
В Москве прошел V Московский финансовый форум, организаторами которого традиционно выступили Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Москвы. В обзоре, опубликованном в журнале, отражены ключевые темы, рассматривавшиеся на форуме, а также его итоги.
Ключевые слова: устойчивое развитие, российская экономика, бюджетная политика, долговая нагрузка на регионы, система казначейский платежей, единый казначейский счет налоговые льготы.

Москва – первый субъект Российской Федерации, вышедший на рынок с субфедеральными зелеными облигациями
E-mail: finance-journal@mail.ru
На Московской бирже состоялось первое в России размещение субфедеральных зеленых облигаций. Эмитентом выступил г. Москва. Об этом событии, его значении для государственных финансов и фондового рынка рассказал в интервью журналу «Финансы» первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы, начальник Московского городского казначейства Е.Н. Меньшов.
Ключевые слова: фондовый рынок, городские облигации, инвестиции, Концепция зеленых облигаций города Москвы.

ПСБ развивает экосистему диверсификации
E-mail: finance-journal@mail.ru
Промсвязьбанк законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов. Сегодня при финансовой поддержке банка реализуется более 25 проектов диверсификации, сумма финансирования по которым составляет порядка 120 млрд руб. В настоящее время завершается создание экосистемы диверсификации.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, опорный банк, диверсификация, экосистема.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Факторы обеспечения бюджетной устойчивости региона
В.В. Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, директор Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: irof@irof.ru
А.А. Михайлова, начальник отдела Института реформирования общественных финансов, ведущий научный сотрудник Центра региональной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: irof@irof.ru
В статье анализируются вопросы обеспечения бюджетной устойчивости, прежде всего региональных бюджетов, в долгосрочной перспективе и как противостояние кризисным явлениям. Вводится определение бюджетной неустойчивости, указываются факторы ее недопущения, а также различия в понятиях долговой и бюджетной устойчивости. Представлены мнения экспертов по этому вопросу, высказанные на XVIII Августовских чтениях по общественным финансам в России.
Ключевые слова: бюджетная устойчивость, межбюджетные отношения, государственный долг, бюджетные кредиты, долговая устойчивость, регион.

Публичные слушания по проекту бюджета на региональном уровне: от формального мероприятия к эффективному механизму
О.И. Тимофеева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: timofeeva@nifi.ru
В статье рассматривается опыт субъектов Российской Федерации по проведению публичных слушаний по проекту бюджета. С какой целью, кем, в какое время и в какой форме реализуется мероприятие – на эти вопросы даны ответы на основе анализа фактов. Приведены примеры организации публичных слушаний в регионах России, а также в Британской Колумбии. Предпринята попытка обосновать необходимость изменений традиционных подходов к организации публичных слушаний по проекту бюджета субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджет, управление общественными финансами, региональные финансы, публичные слушания по проекту бюджета, открытость бюджетных данных.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Федеральное казначейство: новые рубежи и финансовые инструменты
E-mail: finance-journal@mail.ru
В обзоре, посвященном одной из ключевых сессий на Московском финансовом форуме – 2021, отражены вопросы перехода Казначейств России на систему казначейских платежей и единый казначейский счет. В ходе дискуссий участники сессии обсудили первые итоги внедрения данной системы, а также перспективы ее развития.
Ключевые слова: система казначейских платежей, единый казначейский счет, управление остатками средств на счетах бюджетов, инвестиционная декларация.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Перспективы реализации в России TIF-проектов развития общественного транспорта за счет прироста налога на имущество
И.А. Майбуров, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор
E-mail: mayburov.home@gmail.com
Е.В. Леонтьев, старший преподаватель кафедры финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: Pasparto@yandex.ru
Цель статьи – оценить возможность применения Tax Increment Financing (TIF)-проектов в различных городах России за счет выделения прироста налога на имущество физических лиц, полученного в результате осуществления этих проектов, и идентификации такого прироста в качестве защищенного источника возврата инвестиций по данным проектам. Для этого был проанализирован один из крупнейших TIF-проектов, реализованных в сфере общественного транспорта. Его результаты экстраполированы на показатели ряда транспортных проектов российских городов. Проведенные расчеты показали, что большинство рассмотренных российских городов подходят под критерии TIF-проектов. Стоимостное выражение потенциала TIF-финансирования может стать базисом для экспресс-оценки реализации TIF-проекта в том или ином городе без проведения трудоемких расчетов.
Ключевые слова: TIF-проект, TIF-финансирование, общественный транспорт, налоговая база, налог на имущество, прирост налога.

Налоговая политика и налоговый потенциал дотационных регионов
И.В. Кивико, заместитель Председателя Правительства Республики Крым, министр финансов Республики Крым
E-mail: finance-journal@mail.ru
Н.И. Малис, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: NIMalis@fa.ru
Авторы приходят к выводу, что сутью налоговой политики дотационных регионов должны являться, во-первых, максимальная реализация налогового потенциала при учете особенностей развития дотационных регионов, во-вторых, совершенствование налогового законодательства и инструментов налогового администрирования в пределах полномочий субфедеральных уровней власти. Приоритетной задачей налоговой политики дотационного региона было и остается развитие производственной и социальной инфраструктуры, активное и позитивное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, повышение уровеня его финансового обеспечения.
Ключевые слова: дотационные регионы, налоговый потенциал, централизованные и децентрализованные ресурсы, полномочия органов власти, распределение налоговой нагрузки, налогоспособность территорий.

Страхование

Ключевые факторы и риски банкротства российских страховщиков
К.С. Еремина, НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург
Ю.А. Тарасова, доцент департамента финансов НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург, кандидат экономических наук
E-mail: yutarasova@hse.ru
Анализ выживаемости страховых компаний, проведенный авторами, количественно подтверждает влияние факторов на макро и микроуровне посредством применения таблицы выживаемости и модели пропорциональных рисков Кокса. В модель вошли проблемы с проведением аудита страховых организаций, высокая стоимость перестрахования и недостатки в вопросах корпоративного управления, которые повышают риск банкротства страховщиков. Кроме того, модель позволила выявить группу конкретных компаний, склонных к банкротству или финансовой несостоятельности. В ходе анализа были выдвинуты и подтверждены 3 гипотезы. Во-первых, подтверждается влияние факторов макроэкономической среды на количество случаев банкротства страховщиков. Во-вторых, среди факторов, влияющих на риск банкротства, проблемы с проведением аудита организаций, высокая стоимость перестрахования и недостатки в вопросах корпоративного управления. В третьих, выявлена обратно пропорциональная зависимость банкротства от размера компании.
Ключевые слова: вероятность банкротства страховой организации, выживаемость, ошибки в корпоративном управлении, страховые показатели, модель и уровень риска, требования регулятора к платежеспособности, макроэкономика, размер активов и резервов.

МНЕНИЯ

Эндаумент-фонд как внебюджетный источник привлечения средств в организации социальной сферы
С.Р. Древинг, профессор кафедра менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС, доктор экономических наук
E-mail: drevingsr@mail.ru
О.В. Борисова, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: jalo-jalo@mail.ru
Для современных некоммерческих организаций целевой капитал рассматривается через призму решения проблемы обеспечения организации финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера в быстроизменяющихся условиях внешней среды. На основе анализа действующей системы нормативного регулирования предложен ряд мер, направленных на расширение преференций жертвователям, изменение форм внесения средств в виде вкладов в целевые фонды, а также объектов инвестирования средств фондов, создание практических механизмов наполнения эндаументов. Представлена точка зрения авторов в отношении подходов к построению взаимовыгодных связей между заинтересованными стейкхолдерами (некоммерческой организацией, жертвователей, управляющей компании) в деятельности фонда, основанная на повышении прозрачности в достижении целей, разработке рациональных стратегий инвестирования, минимизации рисков принятия стратегически ошибочных инвестиционных решений.
Ключевые слова: фонд целевого капитала, некоммерческая организация, управление целевым капиталом, средства целевого капитала, управляющая компания, инвестиционная политика.

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Фискальные меры в условиях пандемии: сохранение и обеспечение развития малого и среднего бизнеса
Е.Ф. Киреева, первый проректор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
E-mail: kireeva-e@yandex.ru
Рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и меры финансовой поддержки в условиях пандемии. Исследованы тенденции развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Беларуси и механизмы налогового регулирования. Даны предложения по цифровизации налоговых и бизнес-процессов как формы обеспечения дальнейшего развития МСП. Определены приоритетные направления деятельности МСП на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, налоговая поддержка, фискальные меры, пандемия, цифровизация налоговых и бизнес-процессов.

© 2006-2021
Книжная редакция «Финансы»